Испытано на себе

На сад в прошлое

10-01 Решила впасть в детство. Причем по-настоящему: сад, манная каша, песочница… Наш корреспондент прожила один день по правилам дошкольного учреждения № 329 

10-01 Утро
Меня определили в старшую группу к ребятам пяти-шести лет. Уже с 7 утра родители приводили сонных чад. Я сидела в коридоре возле своего шкафчика и наблюдала за приходящими. Красивая молодая мама помогала переодеться дочурке и наставляла:
— С Настей не дерись, со своими игрушками дай поиграть и другим ребятам, слушайся Ирину Владимировну. Если будешь хорошо кушать в садике, вечером поедем к бабушке.
Малышка послушно кивала: мол, не сомневайся, мама, буду умницей. Исподтишка поглядывала на меня, сидящую в носочках без сменной обуви.
— Это Вероника. Она сегодня будет в нашей группе, — пояснила воспитательница.
Девочка вздохнула и сразу сделала замечание:
— Вообще-то, сандалии надо с собой брать…
Мне стало неловко: действительно, как-то не подумала об этом.
Завтрак по расписанию в 8 часов 15 минут. Сладкая манка и чай. Я все-таки по сравнению с одно­группниками «ребенок» крупный, поэтому с кашей справилась за несколько минут.
— Из-за стола пока не встаем, — сказала Ирина Владимировна. — Ждем, когда все покушают.
Терпеливо жду ребят: две девчонки размазывают кашу ложками по тарелкам, кареглазый стильный дошкольник кушает так медленно и задумчиво, что представилось, будто он трапезничает в роскошном ресторане и на тарелке фуа-гра, а не манная каша.
10-02 Буквы разные писать
В 9 часов начались садовские уроки. Сначала учили буквы, звуки, слоги. Воспитательница задавала вопросы, предлагала выполнить всякие несложные задания. Происходящее напоминало игру на сообразительность. Самым быстрым и громким был Максим, которого, как я успела заметить, ребята признали лидером.
Ирина Владимировна раздала тетрадки, где красными чернилами в начале строчек нарисованы геометрические фигуры. Задача: аккуратно перерисовать треугольники, кружки, закорючки и квадраты.
Рядом со мной сидел 6-летний Миша. У него работы больше всех: пропустил несколько занятий, пока болел, и накопилось много невыполненного. Но мальчишка терпеливо выписывал фигурки. Полинка за соседним столом замечталась и никак не начинала тренироваться в письме. Я справилась быстрее всех и снова ждала остальных.
— Я первый! — выкрикнул Макс.
— А я только начинаю, — констатировала Поля.
— И я всё.
— И у меня готово! — залепетали тоненькими голосами девочки.
Воспитательница заглянула в их тетрадки, нарисовала солнышки с улыбками.
— А ты, Максим, поторопился. Неровные линии, — сказала она и нарисовала солнышко без усмешки.
Не зная правила «Сделал первым — сообщи всем», я не получила в поощрение цветную наклейку, которыми наградила воспитательница самых активных.
После занятия полгруппы отправились в бассейн, кого-то повели к логопеду, а у остальных — свободное время. По правую сторону комнаты находится территория мальчиков, где хранятся игрушечные инструменты пожарного, костюмы морячков и многое другое, а слева — все для девочек: обустроенная парикмахерская, кухня, куклы в люльках и колясках… Честно говоря, даже и не думала, что такие красивые и современные игрушки в садах. Позже воспитательница объяснила, что их покупают сами родители, средств детского учреждения не хватило бы.
Ирине Владимировне понадобилось ненадолго отлучиться в другую группу.
— Ребята, я ненадолго выйду, ведите себя хорошо. И мы ведь помним: от шалости до беды…
— Один шаг! — дружно подхватили мальчики и девочки.
— Давай в больницу играть? — предложил Богдан. — Я буду доктором.
Он достал ящик с «лекарствами», усадил меня на стул и принялся лечить. Остальная ребятня присоединилась: делали мне уколы, поили микстурой, выписывали рецепты, проверяли зрение…
Няни в нашей группе не было: их всего 4 на 10 групп — нехватка кадров, поэтому я, как старший ребенок, следила за порядком. Дошкольники вели себя хорошо, никто не дрался, не ругался, но оказалось, шум от наших веселых забав слышен был на всех этажах и во всех кабинетах.
— И почему здесь так шумно? — заглянула к нам воспитательница из другой группы. — Я на первом этаже вас слышу!
Стихли, пожали плечами: мол, не мы это. Когда педагог ушла, первые минут пять старались разговаривать почти шепотом.
10-03 У меня зазвонил телефон
На экране мобильника забегали персонажи из мультфильмов, громко заиграла мелодия. Все замерли и сосредоточились на устройстве.
— А у меня дома есть
айфон, — сказала одна из девочек. — Брат подарил.
— Можно я в игру поиграю? — потянул руки к аппарату Богдан.
— И я после него!
К моему счастью, вовремя пришла воспитательница. Заметив у нас телефон, взяла на хранение до вечера.
— Мы проводили собрание и решили с родителями, что ребята не будут брать с собой в садик мобильники и электронные игрушки. Здесь хватает хороших кукол, машинок, ролевых игр с красивыми костюмами, так что скучать не приходится, а с планшетами, телефонами, ноутбуками они и дома поиграют. Садик для общения со сверстниками, а не с техникой, — уверена Ирина Владимировна.
Спят усталые…
Плотный обед и тихий час. Все-таки здорово быть ребенком: накормили, спать уложили, еще и сказку почитали. Кстати, современные произведения мало чем отличаются от тех, что читала мне в детстве воспитательница. Такие же добрые, со смыслом и милыми персонажами. Правда, не всегда понятно, кто он, герой сказки, — животное или человек, а может, и вовсе какое-то вымышленное существо? Впрочем, и в моем детстве такие встречались на страницах книг. Один Чебурашка чего стоит. Вот кто он такой? Медвежонок? Обезьянка?
Приятный голос воспитательницы убаюкал почти всех. Не уснули только я и еще один мальчишка. Сначала Максим ворочался с боку на бок и поглядывал на спящих одногруппников. Я притворялась, будто дремлю, чтобы исподтишка за ним понаблюдать. Мальчик достал из-под подушки несколько вырезанных из картона фигурок супергероев. Видимо, заранее знал, что средь бела дня Морфею его не одолеть, и спланировал себе занятие на оставшийся час после сказки. Тихонько, лежа на животе, Макс играл со своими крошечными героями. Когда в спальню заглядывала воспитательница, он ловко прятал их под одеяло и замирал.
Вечер
После сна по расписанию пол­дник. А затем то, что малыши любят больше всего, — игры на свежем воздухе. Ребята переодевались, помогая друг другу. Чем скорее все будут готовы, тем быстрее отправятся во двор.
Воспитательница шла с огромным пластмассовым ведром, а в нем — множество маленьких ведерок, формочек, лопаток, мяч. Мы, держась за руки, шли рядом. Оказалось, у каждой группы свой участок. Придя к своей песочнице, ребята бросились врассыпную: кто за лопатками, кто за мячом.
Раньше, когда еще не было планшетов и компьютеров, лепить из песка шарлотку, крутить из лопухов и одуванчиков голубцы, играть в догонялки с самодельным оружием — вот что было интересно, вот где фантазия работала! Полагала, новые электронные технологии лишают детей воображения. Но оказалась не права: детвора продолжает придумывать себе интересные забавы. Так, в нашей группе самое популярное развлечение на улице — игра «Птички». Выбирали маму и папу, остальные становились птенцами. Потом делали гнездышко, куда все слетались. Птички-родители заботились о том, чтобы их детки были сыты: готовили кулинарные изыски из песка. Родителям не стоит переживать за фантазию своих чад — у них каждую минуту возникают новые «почему» и творческие замыслы «я придумал игру».
После беготни на свежем воздухе с аппетитом поужинали. А там уже и родители стали приходить. Мальчики и девочки радостно встречали пап и мам, крепко обнимали их маленькими ручонками и, казалось, моментально переключались на заботы:
— Мам, а жвачку купим по дороге домой?
— Пап, а можно я на компьютере поиграю сегодня?
— Я целый день в садике кушала! Поедем в гости к бабуле? Ты обе­щала утром…
Эх, жаль, за мной мама не пришла.