Дом дружбы в Минске построили в 1956 году для Белорусского общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БелОД). Что поменялось там за прошедшее время, а что осталось незыблемым

В фойе здания на улице Захарова тихо.
— Лето, ремонт, — объясняет вахтер Галина Казаченок. — А вообще у нас всегда многолюдно. Публика культурная, солидная — гости из-за рубежа, белорусская интеллигенция. Всегда много молодежи, студентов Академии искусств.
Более чем за полувековую историю в Доме дружбы побывали многие известные личности. В свое время интересы организации представляли Григорий Ширма, Геннадий Цитович, Василий Купревич, Лариса Александровская, Анатолий Аникейчик, Иван Чигринов, Максим Танк, Василий Быков. В стенах здания проходят встречи с дипломатами, зарубежными делегациями, писателями, поэтами, композиторами разных стран, литературно-музыкальные вечера, дни культуры, художественные выставки.
— В составе организации 38 обществ дружбы, которые контактируют с государствами Европы, Азии и Америки, — говорит заместитель председателя президиума БелОД Галина Петкевич. — Тесные связи у нас с Германией, Австрией, Бельгией, Польшей, Францией, Китаем, Вьетнамом, Испанией, Венесуэлой.
После чернобыльских событий в свой актив организация добавила новые программы — гуманитарные и оздоровительные.
— Отправляем деток отдыхать и укреплять здоровье в Германию, Австрию, Францию, — отмечает консультант отдела культурных и деловых связей со странами Европы Евгения Рупакова. — Сейчас готовимся к приему делегации из Нижней Саксонии. Это благотворительный фонд «Детям Чернобыля». Его председатель господин Эккель работает с нами более 20 лет. Успел полюбить и страну, и белорусов. Фонд поставил в республику более 200 аппаратов УЗИ.
…Проходим по зданию. Обращаю внимание на диванчик и кресла то ли с бархатной, то ли с велюровой обивкой. Выглядят весьма респектабельно.
— Эта мебель сохранилась с давних времен, — информируют сотрудники. — Такое хорошее качество — выбросить не поднимется рука.

Необычные деревянные часы со множеством выдвижных ящичков были подарены Дому дружбы тоже в прошлом столетии. Между прочим, исправны.
В большом зале, где обычно проходят важные встречи, одна из стен расписана фресками. В центре изображен зубр, внизу мастерицы ткут слуцкие пояса.
— Фрески писал народный художник Беларуси Иван Ахремчик, — рассказывает консультант отдела экономических и гуманитарных программ Людмила
Петушок.
Прямо на панно вверху справа вырезаны две маленькие дверцы. В нужное время их открывали и из проекционной за стеной показывали кино. На противоположной стороне до сих пор сохранился большой белый киноэкран. Для истории.
В одном из уголков фойе стоит огромный самовар. Присматриваюсь к маркировке — настоящий тульский! В него вмещаются около 60 литров воды. Когда собираются гости, чаевничают. Желающие прямо с чашечками выходят побеседовать и подышать воздухом в сад. Сажали его тогда же, когда строили здание. Гордостью коллектива стали два высоченных развесистых каштана с могучими стволами.
— Таких в Минске больше нет, — замечает Галина Петкевич.
Растут там и яблони, пихты, сирень. А на земле среди растений — маленькие и побольше скульптуры из мрамора и камня. Абстракция. Работы начинающих скульпторов. Раньше на лужайке бил фонтан. Потом его убрали — дорого обслуживать.
— Перевели на самоокупаемость, — поясняют сотрудники. — Экономим. Даже штат пришлось сократить.
— Как же удается выживать?
— Дружим, — звучит в ответ.