По просьбе «МК» театральный критик Елена Мальчевская подводит итоги сезона, выделяя экспериментальные работы и лаборатории драматургов и молодых режиссеров, которые стоят внимания

Самыми важными событиями в этом сезоне для главной экспериментальной театральной площадки Минска (работает при Республиканском театре белорусской драматургии), на мой взгляд, стали проект «Амбивалентность» и III Международная драматургическая лаборатория.
Из драматургической лаборатории за три года ее существования появилась значительная часть белорусских пьес, которые прозвучали на статусных фестивалях постсоветского пространства («ТеАрт», «Любимовка» и др.): «Это все она» Андрея Иванова, Patris Сергея Анцелевича, Дмитрия Богославского и Виктора Красовского, «Внешние побочные» Дмитрия Богославского, «Пару дней и все» Виктора Красовского… В этом году лаборатория приобрела статус международной. И в следующем сезоне я рекомендую зрителям попасть на читки пьес, которые были там написаны. Особое внимание я бы обратила на совместный текст белорусского драматурга Виктора Красовского и драматурга из Украины Ирины Гарец «Вагон».
Проект «Амбивалентность» стал важным выходом белорусской пьесы к широкому зрителю. На сцене Республиканского театра белорусской драматургии (что само по себе — событие, обычно ЦБД работает на своей маленькой площадке) показали эскизы двух пьес: «Это все она» Андрея Иванова и «Би-Лингвы» Андрея Савченко. Проект приблизил возможность сделать показы центра репертуарными, а не случайными.
Центр экспериментальной режиссуры

ЦЭР Белорусской государственной академии искусств активно заявил о себе в экспериментальном поле театрального Минска в этом сезоне двумя режиссерскими лабораториями. И если первая выглядела еще достаточно традиционно (обращение молодых режиссеров к современной драматургии), то вторая порадовала всех театралов интерактивным спектаклем и verbatim. Театр «Голова-нога» представил пьесу Хайнера Мюллера «Маузер» (режиссер Алексей Стрельников), где зрители пришли на спектакль, а попали в революционный Витебск.
А Елена Силутина полгода записывала подлинные истории о том, как молодые творческие люди вдруг узнают, что мир не вращается вокруг них, и стараются что-то с этим сделать. Лучшие из историй зрителям прочитали актеры Антон Жуков и Юлианна Михневич. Единственное, что омрачает радость эксперимента, — отсутствие у Центра должного финансирования и собственной площадки.
Форумы
Фестивалей, которые обращали на себя внимание театральными экспериментами, в этом сезоне было достаточно много: «Тэатральны куфар», «ПлаSтформа», II Минский форум уличных театров, Белорусский международный фестиваль театров кукол. Но выделить бы мне хотелось Международный форум театрального искусства «ТеАрт» и его программу, посвященную современной белорусской драматургии. Эта программа представила зрителям пять спектаклей по современным белорусским пьесам. Отмечу театральные проекты «Печальный хоккеист» Павла Пряжко (режиссер Дмитрий Волкострелов) и «Кратковременная» Константина Стешика (режиссер Семен Александровский). Работы двух молодых российских режиссеров кажутся мне очень важными для белорусского театрального пространства как попытка найти новый театральный язык, адекватный современной драматургии. Акценты сместились: теперь проблема состоит не в том, что современную драматургию не ставят (в репертуарных театрах Минска можно сегодня посмотреть и Богославского, и Красовского, и Пулинович), а в том, как ее ставят. И эксперименты «ТеАрта» в этом контексте очень важны.
Репертуарный театр
От репертуарного белорусского театра, зажатого планами по заполняемости залов, настоящих экспериментов ждать не приходится (исключение: театр кукол), но иногда они происходят вопреки всему. В этом сезоне особенное внимание обращает на себя постановка Сергея Анцелевича «Полковник-птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева в Белорусском государственном молодежном театре. Комедия, которая очень отличается от комедий, заполонивших минские сцены. Материал, с которым молодой команде действительно хотелось работать. Это и поиск «новой искренности», о которой сегодня много говорят, когда речь заходит о диалоге со зрителем.