О Свислочи сейчас заботятся довольно тщательно, но у городской реки есть несколько врагов
— Мы требуем установки локальных очистных сооружений фактически от каждой новой организации. Если кто-то осваивает территорию, строит какой-либо объект, не принимаем проекты без подобной системы, — рассказывает председатель Мингоркомприроды Александр Боровиков.
По его словам, если в столице возводится очередной ресторан, кафе или другое заведение, у них всегда имеются свои локальные очистные сооружения. Только после такой фильтрации объекты могут сбрасывать стоки в общую ливневую сеть, которая соединена с рекой.
— Что касается загрязнения воды в Свислочи, то у нас сейчас два фактора риска. Это ил и нефтепродукты, — поясняет главный эколог города. — Над решением подобных проблем мы и работаем.
Боровиков отмечает: в деле защиты Свислочи свои результаты приносят меры по контролю за состоянием транспортных средств.
— У нас на дорогах уже нет машин, из которых масло течет по-черному. Сократились и другие аналогичные нарушения. Поэтому ситуация улучшается. Если несколько лет назад вода в Свислочи была умеренно загрязненная, то сейчас — относительно чистая. После станции аэрации в 2009-2011 годах мы имели грязную воду. Там на литр речной сбрасывался литр сточной. Но в 2012-2013 годах благодаря принятым мерам мы получили умеренно загрязненную, близкую к относительно чистой воду. Таковы данные независимых лабораторных исследований, — констатирует руководитель природоохранного ведомства.
В то же время у экологов появилась новая головная боль. Тот объем ливневых стоков, который перехватывается в центре, в больших количествах сбрасывается в Свислочь.
— Город в определенной степени решил проблему подтоплений. Но вопрос с поиском места для очистных сооружений коллектора пока остается открытым. Удобного участка просто нет. Поэтому мы сейчас озабочены перспективой: что будет с качеством воды в реке в 2014-2015 годах? Стараемся спрогнозировать, упредить негативную ситуацию, — отмечает собеседник.
Кроме того, экологов беспокоит и еще один аспект жизни реки. В настоящий момент на обводнение Свислочи выделяют определенную часть средств из бюджета. Правда, с каждым годом все меньше и меньше.
— Если мы перейдем на подземное водоснабжение, то объемы перекачки из Вилейско-Минской водной системы могут сократить. В этом случае река пострадает и довольно сильно. Не хотелось бы получить в перспективе «сточную канаву». Мы должны поддерживать Свислочь в таком состоянии, чтобы возле нее можно было отдыхать и купаться в ней, — считает Александр Боровиков.