Фотоальбом Евгения Коктыша

Максим Танк: скромное обаяние классика

23-01 На могиле Максима Танка в родной деревне Пильковщина — два скромных железных креста и венок у их подножия. Так завещал сам поэт: не строить на месте его упокоения помпезных памятников

23-01 Поразительную скромность лауреата Ленинской премии, государственных и литературных премий СССР и БССР, Героя Социалистического Труда, академика Академии наук БССР, прославленного поэта и общественного деятеля отмечали все, кто был с ним знаком. Например, Максим Танк (Евгений Иванович Скурко), будучи Председателем Верховного Совета БССР, был вправе пользоваться служебным авто, но за 6 лет, пока занимал эту должность, воспользовался им всего два раза. И то сокрушался, мол, неудобно это… Поэт-бунтарь, патриот, сатирик, философ и новатор, в быту Максим Танк был не­обыкновенно скромным.
Родился 17 сентября 1912 года в деревне Пильковщина Мядельского района. Во время Первой мировой войны отца будущего поэта мобилизовали в армию, а мать вместе с сыном выехала в Москву. На родину семья вернулась только в 1922 году. Учился в трех гимназиях: Вилейской, Радошковичской и Виленской, в 1927-м вступил в комсомол и начал активно участвовать в подпольном движении. Работал инструктором ЦК 23-02 комсомола Западной Белоруссии, вел революционную деятельность на Виленщине и Новогрудчине. За что неоднократно подпадал под арест, польские власти приговаривали его к тюремному заключению. Сидел в виленской тюрьме на Лукишках, где организовал подпольное издание рукописного журнала «Краты». В тюрьме вел дневники, фрагменты которых составили книгу «Листки календаря».
После воссоединения Западной Белоруссии и БССР Максим Танк стал корреспондентом «Вілейскай праўды» и «Сялянскай газеты». В годы Великой Отечественной войны продолжал работать во фронтовой печати: был сотрудником газеты «За Савецкую Беларусь» и газеты-плаката «Раздавім фашысц­кую гадзіну». В те годы завязалась дружба Максима Танка и Пимена Панченко — оба работали во фронтовой печати. После победы Максим Танк работал в журнале «Вожык», был главным редактором журнала «Полымя».
23-03 В поэзии дебютировал очень ярко. Его первый сборник «На этапах» ввел имя нового самобытного писателя в европейскую литературу. Позднее были написаны поэмы «Нарочь», «Калиновский», изданы поэтические сборники «Точите оружие», «Через огненный небосклон», «Нарочанские сосны», «След молнии», «Мой хлеб насущный», «Глоток воды» и многие другие.
Главная тема, которая проходит через все творчество Максима Танка, — родина: история и ее отражение в легендах и преданиях, труд, мечты народа, живописная природа.
Также поэт занимался переводческой деятельностью. Благодаря ему на белорусском языке можно прочесть произведения Александра Пушкина, Юлиуша Словацкого и, конечно же, особо любимого Танком Владимира Маяковского. Маяковского он читал своим детям — сыну Максиму, который появился на свет во время войны в 1941 году, и двум дочкам-близнецам Ире и Вере, родившимся уже после победы в 1945-м. Сын поэта вспоминает, что отец декламировал Маяковского громко, как и все произведения, которые ему нравились. Чтение вслух прозы Бабеля и Гоголя превращал в моноспектакли. Новые произведения собственного сочинения Максим Танк первым делом показывал жене — она была его главным критиком.
23-04 Зная, что поэт всегда и ко всем относится уважительно, выслушивает просьбы, всеми силами стараясь помочь, к нему часто приходили просители, особенно земляки. Прежде чем начать разговор, звал жену и просил накрыть на стол. Объяснял супруге: человек проделал долгий путь, проголодался… Слово Максима Танка имело такой вес, что ему удавалось помочь не только, например, в кратчайшие сроки восстановить сгоревший дом, но и защитить человека от тюрьмы. Неудивительно, что народный поэт Беларуси, получивший от правительства это звание в 1968 году, гораздо раньше получил его от самого народа. В 1995-м, в год его смерти, указом Президента Республики Беларусь Белорусскому государственному педагогическому университету, Минскому педагогическому колледжу, Мядельской районной библиотеке было присвоено имя Максима Танка. Минский гор­исполком назвал именем поэта одну из центральных улиц белорусской столицы. По-другому, наверное, и нельзя было — слишком уж заметный след оставил Максим Танк не только в литературе, но и в жизни многих людей.