Облик столицы

Где строить будем

05-01 Перспективы жилищного строительства — эта тема стала главной во время очередной встречи в УП «Минскградо», посвященной корректуре Генерального плана развития города

05-01 Новый генплан решено обсуждать уже на стадии разработки. Первая встреча специалистов «Минскградо» с помощником Президента — главным инспектором по городу Минску Александром Якобсоном, заместителем председателя Мингорисполкома Андреем Галем и представителями других служб города состоялась в сентябре.
Недавно на втором обсуждении речь шла о том, где и в каких объемах можно в столице строить жилье. Главный архитектор УП «Минскградо» Александр Акентьев сообщил о миграционных процессах, за счет которых город ежегодно пополняется 15-20 тысячами жителей. По прог­нозам, если не влиять на приток в столицу людей из других регионов, то к 2030 году в нашем городе могут проживать уже около 2,3 миллиона человек. Хотя по генплану численность Минска в этот период планируется ограничить двумя миллионами жителей.
Резервы
Александр Акентьев рассказал, что для обеспечения всех нуждающихся минчан жильем необходимо построить как минимум 92 тысячи квартир. Разработчики генплана предлагают два варианта жилищного строительства: один — без выхода за нынешние границы города, другой — с частичным освоением района Щомыслица.

Внутри города специалисты видят перспективы по нескольким направлениям. Прежде всего, на свободных территориях. До 2 миллионов квадратных метров жилья может вместить жилой район Северный, до 2,5 миллиона — Зеленый Бор и «Ноттингем». Приличный запас дают и так называемые специальные и промышленные территории, которые подлежат трансформации. К ним относятся земли, принадлежащие Министерству обороны, а также аэропорта Минск-1, птицефабрики имени Крупской, фарфорового завода и другие. Частичный снос усадеб и двухэтажных домов, возможность реконструировать с надстройкой массивы пятиэтажек добавляют определенное количество квадратных метров, нужных городу.
На совещании было озвучено, что таким образом до 2020 года в столице реально найти территории для возведения 7 миллионов жилых квадратов, до 2030 года ввод нового жилья реален в объеме до 17 миллионов. То есть темпы ежегодного жилищного строительства могут доходить до миллиона квадратных мет­ров.
Однако именно эти позиции подверглись критике со стороны Александра Якобсона, поскольку они идут вразрез с уже принятыми документами, касающимися развития столицы. Он напомнил о невозможности строить новые объекты на пахотных землях в районе Щомыслицы, о необходимости снижения объемов жилья в столице и одновременном развитии городов-спутников.
— У вас есть право отстаивать свою точку зрения, но тогда ее надо обосновать, чтобы всех убедить, — добавил Александр Якобсон. — А пока остается вопрос: где брать деньги на освоение новых земель? Города-спутники потому и решили развивать, что там уже существует инженерная и социальная инфраструктура, значит, затрат будет меньше.
Кто станет спутником?
Однако специалисты «Минскградо» считают, что строительство жилья в спутниках окажется еще дороже, чем в столице, потому что там тоже надо развивать инженерную и социальную инфраструктуру. Минский обл­исполком доказывает, что, например, в Смолевичах нужно обновлять практически все имеющиеся сети. Да еще возникли проблемы с торфяными почвами, подготовка которых для строительства очень затратна. Не лучшей может быть картина и в Руденске, который предварительно называют населенным пунктом, наиболее подходящим для первоочередного развития. Однако, сообщают градостроители, там практически все почвы болотистые, выбрать компактные участки для освоения будет еще сложнее, чем в Смолевичах. Плюс Руденска лишь в наличии ТЭЦ, но этого может оказаться мало. К тому же надо просчитать, где может трудо­устроиться население при развитии города-спутника.
— В конце 1990-х была попытка построить спутники вокруг Минска, выбрали площадки: Фаниполь, Заславль, Михановичи и Колодищи, — рассказал заместитель главного архитектора «Минскградо» Ярослав Линевич. — Дома построили, а нормальной инфраструктуры не создали. Что в результате? Идея провалилась. Люди там живут и мучаются.
Еще ранее был опыт обустройства Жодино, куда вынесли «БелАЗ». Первое, что сделали тогда, — открыли швейную фабрику, чтобы занять женскую половину населения нового города. То есть развивали производство, социальную сферу одновременно с возведением жилья.
— Мы воспринимаем как город-спутник Зеленый Бор, так как для горожан он находится за пределами комфортной доступности общественным транспортом, — рассуждает Александр Акентьев. — Там рядом создается индустриальный парк, а значит, будут рабочие места. Но на прилегающих территориях — в Колодищах-2, гольф-клубе с жильем — сейчас нет сетей, асфальтированных дорог, ни одного детского сада. Если здесь появится массив усадебной застройки, как предлагается, не уверен, что это будет комфортная среда для жителей.
Что кому позволено?
Еще один немаловажный момент обсуждаемой темы — жилищное строительство вблизи МКАД, которое ведет Минский райисполком без согласования со столичными службами. Многоэтажные дома растут в Сеннице, Озерце, Хатежино, Боровлянах, Ждановичах, Копище, других населенных пунктах, фактически раздвигая границы нашего города. Это строительство ведется в перспективной городской черте, но там нет обустроенных дорог, детских садов, то есть нет уровня столичной инфраструктуры.
— Но подразумевается, что Минску придется строить там сети, очистные сооружения и прочее, — добавляет Александр Акентьев. — Может, в таком случае стоит административно объединить город и район, чтобы сообща решать проблемы.
Итоги
— Пока вы работаете в отрыве от заказчика — Мингорисполкома и не сотрудничаете с БелНИИПградостроительства, который занимается городами-спутниками, — подытожил Александр Якобсон. — Поэтому надо встречаться всем вместе, спорить и приходить к единому мнению. Чтобы вы понимали, какими финансово-экономическими возможностями обладает власть, и из этого исходить в работе.
Помощник Президента пообещал рассмотреть наработки по корректуре Генплана Минска с участием председателя Мингор­исполкома, представителей комитета экономики, БелНИИПградостроительства, администрации Минской области.

7 октября с 10.00 до 13.00 в контакт-центре Мингорисполкома состоится день информирования населения на тему «Работа учреждений дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году, перспективы развития, набор в объединения по интересам и секции». На вопросы по телефону 142 будут отвечать специалисты комитета по образованию Мингорисполкома.

8 октября с 10.00 до 13.00 в контакт-центре Мингорисполкома состоится день информирования населения на тему «Порядок осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». На вопросы по телефону 142 будут отвечать специалисты инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску.

9 октября с 10.00 до 13.00 в контакт-центре Мингорисполкома состоится день информирования населения на тему «Предоставление гражданам жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда». На вопросы по телефону 142 будут отвечать специалисты управления жилищной политики Мингорисполкома.