Персоны

Где траки зимуют

13-01 Почему зарубежные компании положили глаз на белорусских программистов, а геймеры изучают историю бронемашин, рассказал директор СООО «Гейм Стрим» Виктор Новочадов 

13-01Компания, которой руководит Виктор Викторович, известна во всем мире как разработчик компьютерной игры World of Tanks («Мир танков»).
— Виктор Викторович, как пришли в IT-сферу?
— Когда-то довольно серьезно занимался шахматами. С красным дипломом окончил Белорусский государственный экономический университет, я финансист. Почти сразу попал в IT-сферу, которая привлекла уникальной возможностью сочетать творчество и программирование. Если бы не работал в этой области, наверное, занимался бы наукой. Последние три года возглавляю «Гейм Стрим».
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей работе.
— Компания была создана в 2005 году. Спустя три года стала резидентом Парка высоких технологий. Сегодня в «Гейм Стрим» почти две тысячи сотрудников: программисты, гейм-дизайнеры, специалисты по звуку, копирайтеры, 3D- и 2D-художники. Это молодые (средний возраст — менее 30 лет), амбициозные, образованные люди, благодаря которым мы создаем лучший в мире компьютерный продукт.
13-02 Предприятие работает по двум направлениям. Первое — компьютерные online-игры. В первую очередь известный всем проект World of Tanks. Второе — системы оптимизации показа рекламы в сети Интернет. Данное направление известно гораздо меньше, хотя именно оно обеспечивает нам устойчивое положение на мировом рынке и многолетнее сотрудничество с такими мировыми IT-гигантами, как, к примеру, ­Yahoo.
— Есть ли у компании социальные проекты?
— Считаю, вся наша работа — социальный проект. Подтверждение тому — создание за последние два года более 1.200 рабочих мест; узнаваемый белорусский бренд за рубежом; огромные возможности технической экспертизы; призы, награды и, конечно, валютная выручка для страны. В 2013-м на конкурсе Belarussian IT Awards «Гейм Стрим» получила не только Гран-при «За развитие IT-отрасли», но и отдельный приз «Социальная ответственность компаний».
Летом нынешнего года мы организовали «Марафон памяти». В конце прошлого запустили кампанию «Помним все». Ее суть — в оказании содействия военно-историческим музеям в деле сохранения и реставрации легендарных образцов военной техники. Это особенно актуально в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
— Как иностранцы воспринимают белорусов на мировом рынке?
— Не скрою, что у некоторых конкурентов успех «Мира танков» вызывает удивление и зависть. Партнеры относятся с уважением: помимо трудолюбия наши сотрудники отличаются высоким интеллектом, творчески подходят к решению задач и умеют находить нестандартные решения.
— Над чем сейчас работает компания?
— Раскрывать перспективные планы развития не имею права — конкуренцию никто не отменял. Важно, что планы есть. После недавнего оглушительного успеха World of Tanks Blitz (мобильных танков) стало очевидно, что мы только набираем обороты. Впереди ждет много интересного, и мы еще не раз по-хорошему удивим и поклонников, и скептиков.
— На официальном сайте компании вы ведете блог. Как возникла идея его создания?
— Блог существует уже более двух лет. Первоначально задумывался для того, чтобы детально освещать основные новости и события, происходящие в компании. Однако его появление вызвало огромный интерес в коллективе: возникла живая обратная связь. Нужно сказать, что аналогичные блоги давно стали общепризнанным мировым стандартом.
— Говорят, специалисты в сфере компьютерных технологий живут в своем, виртуальном мире. Согласны с этим мнением?
— Поверьте, это самые обыкновенные люди, которые каждый день тоже спускаются в метро, забирают детей из детского сада, делают покупки в магазинах… Наши программисты знают иностранные языки, имеют ученые степени. Им часто поступают выгодные предложения от известных иностранных компаний, но они осознанно выбрали нашу страну площадкой для применения своих профессиональных навыков.
— Сегодня за игрой в танки часами просиживают и подростки, и взрослые. И те, и другие «болеют»… Вы не задумывались об обратной стороне популярности компьютерных игр?
— Давайте порассуждаем: если человек старается преуспеть в чем-либо (учебе, бизнесе, спорте) и тратит на увлечение много времени, то это считается нормой. Иногда он с головой уходит в процесс и забывает, что рядом — близкие люди. Конечно, им не хватает внимания, поэтому в отношениях могут возникать проблемы…
Что касается непосредственно «Мира танков», то, во-первых, это скорее симулятор-тренажер, чем компьютерная игра. Во-вторых, в ней отсутствуют элементы жестокости, агрессии, насилия. В чате к тому же запрещена нецензурная брань — это наша принципиальная позиция. В-третьих, благодаря игре люди начинают изучать историю. Некоторые геймеры увлекаются исследованием бронемашин, посещают военно-исторические музеи, приезжают на «Линию Сталина», чтобы прокатиться на настоящем танке, изготавливают и коллекционируют модели.
Многих поклонников «Мира танков» интересует не только игра, но и реальные инициативы. К примеру, мы регулярно проводим встречи с игроками, часто — на природе во время исторических реконструкций или важных праздников, таких как День танкиста, День Независимости. Приходят целыми семьями с маленькими детьми.
Все хорошо в меру. Мы постарались, чтобы в игре сохранялся разумный баланс. А негатив при желании можно найти во всем.
— Играете ли сами в танки?
— Да, с большим удовольствием, около двух часов ежедневно. Хотя в компьютерные игры (даже в тетрис) раньше никогда не играл. «Мир танков» — исключение. Для меня это интеллектуальные шахматы, где есть и тактика, и стратегия, и командное взаимодействие.
— Как ваши близкие воспринимают такое увлечение?
— Они понимают, что эта игра — неотъемлемая часть моей жизни. В свободное время повышаю квалификацию на меж­дународном курсе Executive MBA. Люблю решать головоломки шахматных композиций, читать, особенно книги братьев Стругацких, и, конечно же, гулять по городу.
— Недавно вы стали «Минчанином года». А что для вас Минск?
— Минск — удивительный город: у него свой колорит, ни с чем не сравнимая атмосфера разумной строгости и чистоты, спокойствия после честно отработанного дня.

Он наполнен звуками мощных производственных объединений, больших строек и общественного транспорта, который в любую погоду работает по расписанию.
Многое здесь напоминает о прошедшей войне, о славных подвигах и незабываемой Победе. Минск — город спорта, где родились снискавшие мировую славу атлеты; город-миротворец, в котором договариваются о согласии и взаимопонимании. Минск перспективен и трудолюбив, многонацио­нален и терпелив.
Уверен, что любой зарубежный гость, побывавший здесь, уехал с багажом позитивных эмоций и желанием обязательно приехать еще раз.
Я благодарен городу за высокую почетную награду. Думаю, не только «Минчанин года», но и просто минчанин — звание, которым нужно дорожить и гордиться. В этом смысле мы все награждены.