Минск и минчане

Валяние как ваяние

17-01 Где бы ни работала Ирина Ждановская, она всегда в душе оставалась художником и старалась вносить в будни праздничную атмосферу

17-01
Ирина с дочерью Олей

Переступив порог ее квартиры, сразу ловишь себя на желании сродни тому, какое бывало в детстве в отделе игрушек: глаза разбегаются, а руки сами тянутся что-нибудь взять, чтобы потрогать, внимательно рассмотреть. Небольшое жилое пространство полно эксклюзивных милых мелочей. И именно они сразу дают понять: хозяйка — человек творческий и очень интересный.
Впервые работы Ирины Ждановской из войлока я увидела на одной из минских выставок. Сумка-кошелек, грелка для чайника, композиция с первоцветами «Сны о весне» и другие произведения были необычны, говорили о хорошем вкусе их автора, его особом творческом почерке. И я была, признаюсь, удивлена, узнав, что автор не художник, а ведущий технолог «Белор-Дизайна», и занятия войлоком для него — просто увлечение. Хотя удивляться, может, и не стоит. Разрабатывая декоративную косметику, Ирина каждый день имеет дело с цветом, поиском колористических решений. Ей нравится химичить и на работе, и дома, когда берет в руки шерсть и создает войлочные чудеса.
Сколько Ирина себя помнит, она хотела быть художником. В детстве занималась в изостудии, любила рисовать. Хотела связать свое будущее с декоративным искусством, тканями, модой, однако подходящего факультета в минских вузах тогда не было, и Ира выбрала химфак БГУ: химия была в числе ее любимых школьных предметов. Но где бы она потом ни работала, о художнике в себе никогда не забывала. Чем только не увлекалась. И батиком, и соломоплетением, и работой с кожей, и гобеленами, и декоративной росписью стекла, и техникой декупажа. В 1990-е годы, во времена тотального дефицита, она фактически из ничего создавала оригинальные вещи для себя. Из остатков кожи делала браслеты с вкраплением морских камней. Соединив фрагменты гобелена, лоскуты кожи, ткани, меха, смастерила себе эксклюзивную куртку в этническом стиле, которую время от времени выгуливает и сейчас.
Уже 6 лет занимается войлоком. В 2008 году, когда только осваивала этот вид ремесла, в Минске с трудом можно было отыскать цветной кардочес (специальную шерсть для валяния), гребенную ленту (супертонкую шерсть), грубую домашнюю шерсть и сливер (неокрашенную небеленую шерсть, которая используется для основы), специальные иглы и щетки. Находила редкие журналы, посещала мастер-классы, по фильмам в Интернете изучала технологии создания декоративных изделий.
Начинала с изготовления войлочных бусинок. Потом, освоив азы техники, открывала для себя все больше тонкостей в ремесле. Как-то в одном из немецких журналов по домоводству подсмотрела идею грелок для блюд. Так родилась ее собственная коллекция грелок в виде зеленых кочек. Эти симпатичные изделия используются для оформления праздничного стола и для того, чтобы скрыть подарок, сюрприз для гостя.
— Идея коллекции «Сны о весне» родилась из горячего желания радостных перемен, которое одолевает меня к концу долгой зимы, — признается Ирина. — Весну хочется приблизить. Посадить, например, луковички первоцветов и сделать выгонку. Этот прием я и повторила в войлоке. Отыскала граненые стаканы прошлого века, молочные бутылки. И в них посадила сделанных из войлока первых вестников весны — крокус, гиацинт, нарцисс, тюльпан, а также лук, ведь раньше он рос у всех едва ли не на каждом подоконнике.
Есть у Ирины валенки, выполненные другим мастером, но по ее оригинальному цветовому проекту. Последняя крупная работа — двусторонняя сумка-кошелек. Можно не сомневаться: ни такой сумки, ни таких валенок больше нет ни у кого в Минске. И, конечно, когда она надевает свои изделия, на улице на нее оглядываются. Ирина к этому уже привыкла. Даже мелкие украшения из войлока — бусы, серьги, броши, которые она тоже очень любит изготавливать и носить, обычно привлекают внимание. Был период, когда у модниц огромным спросом пользовались войлочные цветы и ожерелья-лианы. Заказов от знакомых и подруг тогда у Ирины заметно прибавилось. Сейчас такие украшения есть у ее друзей даже в Америке.
Работа с войлоком для Ирины — это и творчество, и своего рода релаксация.
Хоть Ждановская уже зарегистрировалась как ремесленник, но свои маленькие шедевры создает в большей степени для себя, для души, нежели для дополнительного заработка. Она признается, что на поток такую продукцию вряд ли сможет поставить. Ирина не любит повторяться, ей постоянно хочется придумывать что-то новое. Для нее важно найти свой почерк, стать узнаваемой в своих изделиях.
Ее безусловный фаворит — зеленый цвет, который ей нравится сочетать с белым, синим. Вообще Ирина любит совмещать разные оттенки одного и того же цвета, приближаться к естественным природным тонам. А еще она смешивает различные техники, декорирует свои изделия бисером, вышивкой, объемными рисунками. Иногда идеи принимают не­ожиданные даже для нее самой воплощения.
— Когда смотрю на керамику или изделия из пластика, хочется что-то подобное реализовать в войлоке, — говорит Ирина.
С некоторыми своими работами она расстается очень легко. Но есть и такие, которые не хочется отдавать в чужие руки. Они для нее своего рода обереги. Как, например, рыба-светильник или многофункциональный кот…
Квартирное пространство Ирины меняется вместе с временем года, настроениями, ожиданиями, мечтами его обитателей. В предвкушении Рождества и Нового года в интерьере появляются елка с игрушками собственного изготовления и масса звезд, шишек, зверушек и сказочных персонажей. В ожидании весны, лета, осени детали интерьера обновляются и он приобретает новый вид и иную атмосферу. Из всех поездок Ирина привозит подарки не только близким, но и своему дому. И он, несмотря на небольшие размеры, становится целым миром.
Сделанные своими руками вещи наделены какой-то собой магией и энергетикой. Рядом с ними веселее и уютнее. Они вносят в повседневность долю праздника, который так любит Ирина и которым она всегда охотно делится с окружающими.
Больше фото — на портале minsknews.by.