Потребительский клуб

Где скользко, там и бьется

12-01 Что делать, если вы разбили бутылку спиртного в магазине? Об этом и не только рассказал председатель Минской городской организации Белорусского общества защиты потребителей Василий Паринов

12-01 Неуклюжий платит дважды

Евгений уронил в магазине бутылку виски, когда рассматривал этикетку. Сделал это нечаянно, поэтому уверен: оплачивать нанесенный ущерб не должен. По мнению парня, покупатель не несет ответственности за повреждение товара, пока не оплатил его на кассе.

— Это заблуждение, — замечает Василий Федорович. — В пункте 14 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания четко прописано: «Покупатель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить нанесенный ущерб». Иначе говоря, если вы нечаянно разбили бутылку виски, которую держали в руках, будете виноваты.

Летящей походкой

Марина поскользнулась на свежевымытом полу и уронила на пол набор хрустальных бокалов. Посуда, понятное дело, разлетелась вдребезги. Девушка полагает, что доказывать свою невиновность бесполезно.

— Вам нужно доказать, что ущерб причинен не по вашей вине, тогда оплачивать разбитую посуду не придется, — поясняет специалист. — Если пол был мокрым, то виноват магазин, некачественно оказывающий услуги.

Существуют нормативы, регулирующие ширину проходов в торговом зале. Если вы зацепили товар на полке, потому что было слишком мало мес­та, виновата администрация гипермаркета. Но все эти факты имеют значение только в том случае, если они задокументированы и подтверждены доказательствами. Оказавшись в подобной ситуации, требуйте составить акт о порче товара. Укажите в нем все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами. На основании этого документа можно обращаться в суд.

Дырка с маслом

Анатолий взял с полки банку печени трески, которая оказалась дырявой. В итоге новая куртка испорчена пролившимся маслом.

— В таком случае советую составить акт (в присутствии администрации магазина) и собрать как можно больше доказательств, — говорит Василий Паринов. — А сумму компенсации, которую вы вправе требовать от продавца, поможет определить независимая экспертиза куртки.

Тише едешь

Ольга выложила товар — бутылку оливкового масла, хлеб, пакет молока — на ленту кассы. Кассир нажала на кнопку, лента начала двигаться, бутылка упала и разбилась. Кто виноват?

— Налицо вина магазина, — отмечает эксперт. — И покупатель не обязан оплачивать стоимость разбившейся бутылки масла.

Вина вине рознь

Что делать, если администрация гипермаркета заставляет вас заплатить за разбитую бутылку, а вы считаете себя невиновным в порче имущества?

— Если потребитель виноват, он может добровольно возместить магазину стоимость испорченного товара, — поясняет Василий Паринов. — В противном случае администрация торговой точки вправе требовать от него оплаты только через суд.

Василий Федорович рассказал случай из практики. Покупатель, назовем его Иваном, поскользнулся на свежевымытом полу в гипермаркете и задел рукавом три бутылки шампанского. В результате шипучий напиток оказался на полу. Администратор потребовала компенсировать стоимость нанесенного ущерба. Иван заплатил, но на следующий день написал жалобу на магазин, приложив чек об оплате разбитых бутылок. Уже через день к нему на работу приехал директор торговой точки и вернул все до копейки.