Образование

Правила игры

Почему родителям не стоит игнорировать психологов, работающих в детских садах

Воспитать личность непросто. Тут нужен профессиональный подход. Однако даже педагоги далеко не всегда способны справиться с задачей. Детские психологи утверждают, что добиться успеха можно только сообща.

— У родителей зачастую искаженное представление о нашей работе, — считает педагог-психолог детского сада № 374 Виктория Балашевич. — Замечу, так называемым положительным семьям тоже необходимо участие психолога, потому что даже им не удается избежать серьезных ошибок. Кому-то достаточно консультации, с кем-то нужно проработать конкретную ситуацию. И чем раньше мы встретимся, тем лучше, поскольку запущенная проблема со временем перерастет в патологию и потребуется уже другой специалист — психотерапевт или даже психиатр.

— Виктория Сергеевна, лично вам профессия помогает в воспитании собственных детей?

— Разумеется, профессиональные знания очень полезны. Они позволяют не совершить непоправимого. Например, я могу заметить проблему в ее ранних проявлениях и не дать ей развиться. В то же время опыт общения со своими детьми применяю и в практике психолога. Моя дочь — школьница, а сын недавно пошел в детский сад. Они очень разные по характеру. Благодаря этому мне удается предугадывать поступки других малышей, находить к ним индивидуальный подход. Еще семья научила меня терпению.

— Какие же ошибки чаще всего совершают родители?

— Главная оплошность — невнимание к ребенку. Эта ошибка непростительна. Находите время, занимайтесь с малышом, играйте с ним, учите его хорошему — и вы станете лучшими друзьями. Иначе будете только сокрушаться о том, чего не успели сделать: не играли в речевые игры — ребенку будет трудно учиться читать и писать; не научили проявлять заботу — он вырастет жадным, жестоким, безразличным.

— Всевозможные развивающие кружки и спортивные секции — насколько хороша такая альтернатива? Жизнь ведь действительно заставляет родителей отдавать много времени работе…

— Я бы не назвала все эти занятия альтернативой. Они хороши как дополнение, но ничто не заменит личного общения мамы и папы с детьми. Да и надо ведь немного: за полчаса ребенка можно многому научить, если, конечно, не сидеть у компьютера и не болтать по телефону. Почитайте с ним книжку по ролям, порисуйте, поиграйте, постройте домик. Очень полезно смастерить что-нибудь вместе с малышом. Игрушке, которую вы изготовите сами, цены не будет. Единственное, не советую агрессивные игры с оружием. Не бывает безобидных «стрелялок», даже если они без крови. Компьютерные танковые или авиационные сражения все равно деструктивны. Кроме разрушения психики маленького человека, такое времяпрепровождение ничего не дает. Другой вопрос: что делать, если вы и ваше чадо просто любите пострелять? Ну что ж, постреляйте, только по мишеням и ни в коем случае не в людей или животных.

— А если с годами взрослые разучились играть в детские игры?

— Есть такая проблема. Многим взрослым трудно опуститься на уровень ребенка, проще отправить его играть во двор или усадить смотреть мульт­фильмы. Но поймите: пройдет время, дети подрастут, начнут стремиться к независимости, и им уже не потребуется наша забота в большом количестве. Нужно успеть поймать момент, когда мы еще нужны, и успеть им насладиться.

— Раз уж мы затронули тему игрушек, что лучше: приобретать все, что чадо пожелает, или выбрать несколько самых необходимых?

— С точки зрения психологии недостаток игрушек лучше, чем переизбыток, поскольку его легко компенсировать предметами обихода. Любая игра для ребенка — это процесс познания мира и приобретения навыков, а значит, вполне можно использовать все, что находится под рукой. Когда же в доме игрушек слишком много, ребенок может вообще потерять к ним интерес, особенно к тем, которые детально копируют настоящие предметы. Они не дают развернуться фантазии малыша.

Не бывает безобидных «стрелялок». Компьютерные танковые или авиационные сражения все равно деструктивны. Кроме разрушения психики маленького человека, такое времяпрепровождение ничего не дает.