День за днем Новость дня

Куда продаться

04-01 Некогда самый популярный среди минчан рынок в Ждановичах в минувшие выходные пустовал

04-01 Продавцы торгового центра вышли на работу все как один. Но, скорее, больше по инерции, нежели с целью заработать: посетителей было настолько мало, что их приходилось буквально ловить за руку. На одного потенциального покупателя претендовали минимум три продавца. Такую картину можно было наблюдать на авторынке, мебельном, вещевом и даже продовольственном. Непривычно было видеть и полупустую автостоянку, на которой не так давно свободного места было не найти.

— Даже не сравнить с тем, как бойко торговали раньше, — говорит продавец бакалеи с многолетним стажем Инга. — Очереди выстраивались из нескольких десятков человек, а сегодня — тишина. Хоть бы кто подошел. И цены низкие, и спроса нет.

Возможно, на снижении покупательского спроса сказались слякоть и дождь, а может, и смена приоритетов: минчане все больше отправляются за покупками в крупные торговые центры, расположенные в жилых районах, сетевые продовольственные магазины и гипермаркеты, специализированные торговые объекты. Так или иначе, пресловутые «Жданы» сегодня совсем не те, что раньше, когда на торговых рядах было не протолкнуться, продавцы капризничали и формировали цены по принципу «кто больше», а покупатели стояли в длинных очередях за нужными товарами.

Впрочем, когда-то в ТЦ «Ждановичи» ехали с целью экономии: здесь любые товары были дешевле, чем в торговой сети города. Сегодня на посещении самого крупного рынка столицы вряд ли удастся сберечь тысячи, а тем более десятки или сотни тысяч руб­лей. Цены в большинстве равны средним по городу. Например, разделанную свинину в минувшую субботу здесь предлагали по 75-80 тысяч рублей за 1 килограмм, говядину — по 85-120 тысяч. Фрукты и овощи стоили столько же, сколько в любом универсаме города. Если, конечно, не брать в расчет полуживые помидоры по 5 тысяч руб­лей за 1 килограмм в торговом городке «Лебяжий».

04-02 Предсказуемо пустые и торговые ряды авторынка, как с машинами, так и с запчастями. Но продавцы, вооруженные надеждой и терпением, пришли-таки сегодня на работу.

— Конечно, особо не рассчитываю продать машину именно сегодня, да и в ближайшее время тоже, — сетует Николай. — Кто хотел купить авто, уловил момент и съез­дил в Россию. Наш клиент — это разве что нерасторопный житель глубинки. В общем, больше по инерции приезжаем на рынок, понимая, что уедем домой ни с чем.

Строительный также пустовал и внутри, и снаружи. Не привлекают минчан ни скидки, ни многообещающие улыбки продавцов. Кстати, объявления о скидках и распродажах украшают едва ли не каждый киоск. И цены почти одинаковые, как будто объявили общую акцию «Всё по…». В «Граде» предприниматели как сговорились продавать двери, люстры, диваны, кухонные столы по 3-3,5 миллиона рублей за штуку.

На вещевом рынке удивили цены на свитера и джинсы стоимостью «от 1 рубля до 300 тысяч». Однако неприятно поразила стоимость курток, дубленок, пальто: редким прохожим их предлагали за 3-6 миллионов рублей уже с учетом скидок. «От Версаче» — не иначе! Но в целом, конечно, хочется отметить тот факт, что наши предприниматели не стремятся решить свои проблемы за чужой счет или нажиться на том же росте курса доллара. Ценники все в белорусских рублях, расчеты за покупки — также. Естественно, кроме авторынка, где во все времена были свои неписаные законы.

Возможно, минчане все больше предпочитают внутригородские рынки, магазины, торговые центры, гипермаркеты потому, что отовариваться здесь намного удобнее и эстетичнее, чем в когда-то популярных «Ждановичах». Ведь что не изменилось здесь за годы, так это далекое от идеального санитарное состояние, которое в минувшую субботу усугубили слякоть и непогода.

Александр Фролов, заместитель начальника отдела организации торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома:
— Конкуренция на рынке новых качественных торговых площадей растет. Время торговых центров из 1990-х, в которых площадь поделена на боксы по 10-15 метров, уже прошло. Привлекательными для покупателей стали торговые центры с оригинальной концепцией, интересным форматом и идеей, с полноценными магазинами европейского формата.

Можно отметить отток покупателей из торговых центров, которые сегодня без глубокой модернизации не в состоянии обеспечить полный комплекс услуг, предложить не только товар, но и культурно-развлекательное наполнение.