Сегодня — День милиции. Накануне наши корреспонденты узнали, чему и как учат в Академии МВД, какое секретное оружие есть у сотрудниц отдела охраны правопорядка против скандалистов и дебоширов.
В преддверии профессионального праздника белорусских милиционеров и Дня женщин наш корреспондент встретился с двумя милыми дамами в погонах и узнал, почему сотрудницам проще справляться с агрессивными скандалистами, чем их коллегам-мужчинам.
Знакомьтесь — старшие инспекторы отдела охраны правопорядка и профилактики Центрального РУВД Екатерина Атрашкова и Наталья Степина. Коллеги, напарницы, офицеры. Беседовали в их небольшом, просто и по-деловому обставленном, но вполне уютном кабинете.
С места в карьеру
Лейтенант милиции Наталья Степина заранее определилась с будущей профессией. Окончила юридический факультет одного из вузов, затем поступила на службу в органы внутренних дел. Начинала в Департаменте охраны МВД.
Путь Екатерины был отчасти предопределен: родственники в разных поколениях неизменно посвящали себя службе в Вооруженных Силах, милиции. Однако Атрашкова и без оглядки на семейную традицию хотела работать в органах.
В 19 лет окончила Могилевский колледж МВД. Получила лейтенантские погоны и пришла в ИДН. Как-то к ней, еще новичку, привели 14-летнюю девочку, задержанную за кражу нескольких бутылок шампуня и шоколадок из магазина.
— Предложила ей присесть. Она сняла куртку. Вижу, а на руках у нее страшные шрамы. Я испугалась, что за увечья? А она «успокоила»: это «дороги». Так наркоманы называют следы от инъекций. И вот я, достаточно взрослый человек, смотрела на нее огромными глазами, а девчушка, совсем еще ребенок, без особых эмоций рассказывала, как колется. Для меня это был шок, но в профессии не разочаровалась, — рассказывает Екатерина.
Знакомые все лица
Наконец на пороге кабинета показался немолодой господин — один из подопечных, злостный правонарушитель.
— Беспредел! — с ходу возопил посетитель. — Где это видано, чтобы за день два протокола получить?!
Старший инспектор причину бурного негодования пояснила: гражданина хорошего сначала привлекли за распитие спиртного в общественном месте, а позже уличили в продолжении банкета.
— Давайте вас закодируем, — видно, не в первый раз предложила Атрашкова.
— Да ну! Знакомый три раза пробовал — бесполезно. Тут надо, чтобы человек сам этого захотел, — возразил кузнец своего несчастья.
Теперь возжелать этого ему уже поможет психолог из территориального центра соцобслуживания населения. Договоренность со специалистом достигнута. Визиты к нему — требование инспектора. Прогуляет — отправится под арест в Центр изоляции правонарушителей, где уже бывал.
Успокоившись, гость больше не повышал голос, хотя и пытался перебивать Екатерину Атрашкову, доказывая свою правду и сетуя на непонимание со стороны окружающих. В том числе жены-инвалида и взрослых детей.
— Вероятно, вся проблема в том, что супруга родила пятерых детей и считает, что муж ей многим обязан. У него иное мнение. Отсюда и постоянные конфликты, скандалы. Вот и сегодня сын жаловался на поведение родителя. В ЛТП его не отправить — по возрасту не одходит, — прокомментировала ситуацию капитан Атрашкова.
Педагогическая метода
Наставление на путь истинный граждан, состоящих на профилактическом учете, занимает немалую часть рабочего времени старших инспекторов. Подопечные Екатерины Атрашковой — это более 40 далеко не безгрешных душ. Каждый из них на нетрезвую голову совершил по два и более правонарушения, прежде чем получить официальное предупреждение и оказаться на учете. Семейные скандалисты попадают под контроль правоохранителей и того быстрее.
— Люди очень разные — это и начальники, директора фирм, и горькие пьяницы. И подходы к ним нужны неодинаковые. Одни понимают жесткий разговор, таких лучше всего сдерживает реальная перспектива наказания. Других следует подталкивать к позитивным изменениям в жизни и дозированно хвалить, когда делают успехи. Третьим стать лучше помогает психолог, — сказала Екатерина.
По идее, две хрупкие девушки производят не такой устрашающий эффект на нарушителя, как пара крепких омоновцев, с которыми не забалуешь.
— Уверяю, мы дисциплинируем скандалиста даже больше. Он настроен поругаться, ждет ответной грубости. Обычно таких ставят в тупик вопросы, почему кричат, повышают голос, в конце концов, ругаются матом. Как правило, это одергивает людей, они ведут себя приличнее. Конечно, встречаются и совсем неадекватные, — продолжила Атрашкова.
Интересуюсь у собеседниц, сталкивались ли они с агрессией нарушителей, когда слово, милицейская форма уже ничего не решали? По словам старших инспекторов, на эти случаи есть приемы самообороны, которыми сотрудницы владеют в полной мере.
Однажды вдвоем задержали здоровенного нетрезвого детину.
— Встретили его на улице, толком не успели спросить, кто таков и куда путь держит. Вместо ответа — нецензурная брань. Потом, видимо, поняв, что наговорил лишнего, сквернослов побежал. Когда его настигли, пытался распустить руки, но был повержен и «примерил» наручники.
На вопрос, как справляются с негативом, офицеры отвечают, что выплеснуть его помогают активный отдых и спорт. Екатерина катается на лыжах, в теплое время года — на велосипеде. Когда есть время и силы, иногда по вечерам ходит в бассейн. А еще черпает положительные эмоции в семье, в общении с маленьким ребенком. Наталья помимо физподготовки в РУВД любит играть в футбол. Обе отметили: несмотря ни на что, стараются смотреть на мир оптимистично.
Не просто слова
Под вечер направились к одному из домов на улице Орловской, чтобы посетить квартиру, не так давно имевшую репутацию притона. Проблемы здесь обострились летом прошлого года. Между женой и мужем не было взаимопонимания, копились взаимные обиды. И вот супруг, бороздя просторы микрорайона в поисках утешения, сорвался в штопор запоя. Компанию ему составляли бомжи, алкоголики. Жилище и его хозяин превращались в непонятно что.
Гостей с помощью милиции отвадили быстро. Времени и сил, чтобы вывести из запоя хозяина, потребовалось куда больше. Однако в январе этого года минчанин вновь запил. Мало того, стал избивать жену. За это ему вынесли защитное предписание, запрещавшее находиться по месту жительства 30 суток. Требование нарушил и получил 10 суток административного ареста.
— Организовала ему и отдельно его супруге встречи с психологом. Пока ситуация требует лишь наблюдения: человек устроился на работу, в семье спокойно. В трезвом состоянии хозяин — адекватнейший человек. А ведь когда «голливудил», кричал при нас, что всех убьет, — поведала по дороге Екатерина.
Уже в квартире она по очереди побеседовала с супругами. Оба подтвердили, что у них все нормально. А жена так и вовсе несколько раз благодарила сотрудниц за помощь, вспоминая, как мучилась.
— Ради таких слов стоит и хочется работать. Пусть часто сверхурочно. Ведь жены, мужья звонят нам и в 10-11 часов вечера. Садимся в машину и едем к ним. Потом ломаем головы в поисках ответа на вопрос: как же им помочь? — уже на выходе из подъезда сказала Екатерина Атрашкова.
Наталья Степина добавила, что ставить проблемы людей на первое место, выше личных интересов, пожалуй, и есть главная особенность их работы. В ней больше всего нравится моральное удовлетворение, которое наступает, когда удается помочь, когда слышишь искреннее «спасибо». Описывать эмоции точнее дамы в погонах не берутся. Говорят, что это просто надо почувствовать.