Человек и его дело

Первый среди парных

13-01 Мэтр льда приоткрыл секреты грядущего спектакля, рассказал о работе со звездами и признался в любви к белорусской столице


13-01 Выпускной бал

В шоу «Одноклассники» два отделения. Первое — традиционное по форме: ведущий вызывает артиста на лед и тот демонстрирует публике свое мастерство. А во втором есть сюжетная линия. На льду — персонажи, которые когда-то учились вместе и теперь спустя годы встретились. История прозрачная и понятная, не перегруженная драматизмом. В Минск приедет звездный состав фигуристов: Татьяна Навка и Роман Костомаров, Алексей Ягудин, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Оксана Домнина и Максим Шабалин, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. К ним присоединятся ледовые акробаты Владимир Беседин и Алексей Полищук.

— У нашей команды в этом году своеобразный выпускной, — шутит Илья Авербух. — Компании «Ледовая симфония» исполняется 11 лет. Все эти годы мы выступаем вместе. Что касается самой идеи проекта, то она возникла спонтанно. Для одного из шоу я ставил номер на песню группы «ДДТ» «Всё, что останется после меня». И поду­мал, а почему бы не сделать в таком же духе целое шоу?

А вот с собственными одноклассниками Илья видится нечасто:

— На встрече с ними был всего раз. Многих узнал с трудом. Но есть у меня один школьный друг, с которым мы тепло общаемся. Мне с ним легко и комфортно, этот человек не относится ко мне с пиететом, запросто может пошутить и подколоть. Кстати, от него и узнаю все новости об однокашниках.

На что нет времени

Интересно, а сам он заглядывает в социальную сеть «Одноклассники»?

— В этой сети меня нет, как и во всех остальных, — отвечает Илья. — А нет потому, что такое общение отнимало бы очень много времени. Тем более что я не могу не ответить, если ко мне обращаются, и тем более не могу обойти стороной дискуссию, спор — обязательно начинаю отстаивать свою точку зрения. В общем, по старинке выступаю за визуальный контакт. Хотя при этом без информации прожить не могу и с Интернетом я на короткой ноге.

Без колхоза и повторов

— Самое сложное в постановке — избежать колхоза, когда в одно представление запихивается все, что имеется, — убежден Авербух. — В работе над нашим нынешним шоу важно было сохранить сюжетную линию, избежать взаимоисключающих моментов, уйти от повторов. Не менее важно и раскрыть характеры героев. Проблема в том, что все идеи так или иначе уже когда-то были озвучены. Существуют десятки разнообразных линий взаимоотношений, но все они уже известны. И вот тут важно найти компромисс: без этих взаимоотношений программы не будет, но выстроить их нужно по-новому. Главным индикатором качества нашей работы остаются телевизионные рейтинги. И они говорят, что пока нам удается находить золотую середину и вызывать интерес публики.

Роль продюсера

В начале своей продюсерской карьеры Илья Авербух был одержим идеей гастрольного тура по России. В 2003-м команда «Ледовой симфонии» посетила пять городов, а потом география стала расширяться.

— Тогда главной задачей было покорить Москву. Особенно потому, что фигурное катание в те годы теряло популярность. На чемпио­нате России на трибунах сидели в основном родители и друзья участников соревнования. Тогдашний ледовый проект был броском в неизвестность. Но публика приняла его и толпами шла смотреть наши выступления, — вспоминает продюсер.

— После этого команду пригласили делать телевизионный проект «Ледниковый период». Именно в нем мы воплотили в жизнь идеи, которые сейчас вовсю используются в многочисленных шоу. К примеру, борьба команд, борьба двух наставников, пре­вращение каждого номера в мини-спектакль…

Недавно Илья Авербух подготовил новый проект — «Танцуй», который, как ни странно, не связан ни со льдом, ни с фигуристами.

— Мне нравится продюсирование в разных направлениях. Кроме того, я хочу популяризировать культуру современного танца, — говорит продюсер. — Петь у нас любят многие, а вот танцевать — нет. Публика не знает историю танца, а ведь в ней палитра стилей и направлений!

Приоритеты

Вершиной своего творчества Илья называет проект «Огни большого города». А в этом году он планирует показать в Сочи новую программу «Кармен». Судя по всему, это очень амбициозная затея: в течение 4 месяцев покажут 90 спектаклей и ежедневно планируется собирать двухтысячный зал.

Будет ли он сам выходить на лед?

Илья не скрывает, что сейчас от собственных выступлений большого удовольствия не испытывает:

— Я могу прокатиться, но особую радость мне доставляет работа постановщика. Знаю, что, если выступлю, публика будет мне аплодировать. Но эти овации, как правило, за прошлые заслуги, а не потому, что я здорово откатал.

Спорт

На недавнем чемпионате Европы по фигурному катанию в Стокгольме российская пара Степанова — Букин заняла третье место. Илья Авербух считает, что речь о «золоте» для России идти не могла:

— Александра Степанова и Иван Букин — хорошая пара, у нее большое будущее. Но она только вышла из юниоров. Все понимали, что в этот раз у нас борьбы за золотую медаль на чемпионате Европы не будет. Гигантский рывок сделали французы (пара Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон. — Прим. авт.). Российской сборной нужно продолжать работать над технической базой. Не менее важно при этом не терять открытости и эмоциональности, присущей нашим ребятам. Сейчас в женском одиночном катании потрясающая плеяда девочек, и они конкурируют друг с другом. Здесь сразу вспоминается знаменитая дуэль Алексея Ягудина и Евгения Плющенко, длившаяся много лет. Но девочки — самые непредсказуемые фигуры в спорте.

Звезды и успех

— В свои проекты приглашаю максимально известных людей. Публике всегда интересно следить за медийными персонами. Чем меньше нужно объяснять, кто этот человек, где снимался, чем известен, тем лучше. Участнику шоу не обязательно иметь хорошую техническую базу. К успеху ведет терпеливость. Талант — это прекрасно, но больших результатов добиваются те, кто умеет терпеть.

Конфликты

— Пришлось стать своего рода психологом. На тренировках часто возникают споры. Это логично, когда вместе собирается много творческих людей. И к каждому нужно найти свой подход. Для решения конфликтов использую один давно проверенный метод. Поругались артисты, разбежались, не хотят друг друга видеть — меня это не волнует. Мы все равно должны выйти на лед и порадовать зрителя, а весь негатив и недопонимания оставить за площадкой. Исхожу из того, что у нас общее дело, одна цель, и мы должны ее достичь.

Минск

— Мне очень нравится Минск, — улыбается Илья. — Особенно его переплетения: тут и что-то свое, родное и близкое, и в то же время что-то типично европейское. Исторические здания комфортно соседствуют с современными, но при этом сохраняется простор. Город притягивает своей энергетикой. В прошлом году мы впервые выступали в «Минск-Арене» с шоу «История любви». Ребята из нашей команды назвали эти выступления главным событием гастрольного тура, а ведь тогда мы посетили более 50 городов. Не скрою, всегда с нетерпением ждем встречи с открытой и доброжелательной белорусской публикой.