Центральный район

Вот это кино!

12-01 Автомобили минчанина Александра Тарновского можно увидеть в кинолентах «Стиляги» и «Вольф Мессинг». Сам коллекционер похож на французского актера Жана Рено и однажды даже изобразил артиста

12-01 Коллекционер

Началось все 25 лет назад. Друг Александра рассказал о продаже двух раритетных авто Mercedes-Benz-170 и Mercedes-Benz-230. Первый был ввезен в Беларусь после Великой Отечественной войны офицерами, возвращавшимися с фронта, второй в качестве военного трофея достался партизанам. При реставрации оказалось, что Mercedes-230 травмирован: осколок от снаряда прошил кузов насквозь. Но Александр сделал след от травмы невидимым.

Потом в руки реставратора попал Pontiac Grand-Prix. Создана машина в США. Но в 1970-х годах в Америке случился затяжной топ­ливный кризис, и автоконцерны начали избавляться от прожорливых железных лошадок. Машину отправили в Европу, а затем продали на одной из выставок.

«ЗИМ», произведенный на Горьковском заводе в 1953 году, попал к Александру одним из последних. Изначально автомобиль служил в Калининградском военном округе, потом был привезен в БССР, а в 1980-х оказался в руках частного владельца. У него-то Александр и приобрел этот раритет.

Сегодня мастер работает над военным грузовиком «ГАЗ-АА».

— Основная проблема — поиск оригинальных автозапчас­тей, — отмечает Александр. — На реставрацию у меня, возможно, уйдет больше года.
Автомобили коллекционера не раз были задействованы в кино. Впервые — в фильме Дмитрия Астрахана «Из ада в ад».

— В кинокартине сняли Mercedes-Benz-170, — рассказывает Александр. — Это же авто позже появлялось в кинолентах «Охота на гауляйтера», «12 апостолов», «Стиляги», «В июне 41-го», «Вольф Мессинг».

Поскольку машины тяжелы в управлении (в них нет современных усилителей руля), Александру пришлось самому выступать в роли водителя.
Увидеть авто можно и вживую — иногда по городу в них разъезжают молодожены. В свободное время на машинах катаются сам владелец и его сын Андрей.

12-02 — При поездке получаешь невероятное удовольствие. Это не бравада, просто такие автомобили сегодня редкость. Прохожие оборачиваются вслед, другие водители относятся с уважением.

Коллекционные экспонаты Александр использует только в теп­лое время года. Как только дороги посыпают солью, тут же отправляет технику на мойку и ставит в гараж. Там она в безопасности, причем не только от агрессивных реагентов. В огороженном гаражном массиве есть видеонаблюдение, территорию охраняют кавказские овчарки.

— Была идея застраховать авто, но это оказалось непросто, — вспоминает коллекционер. — В Минске нет специалиста, который может оценить реальную стоимость машины и страхового ремонта.

Что касается продажи авто, то, как шутит Александр, «деньги на капот никто еще не бросал», хотя «интересующихся с хитрыми улыбками» было предостаточно.

Двойник

одстве с французским актером Жаном Рено Александр узнал в 1994 году, после выхода фильма «Леон»:

— Я тогда работал на вещевом рынке на стадионе «Динамо», и все коллеги, посмотрев кинокартину, говорили о моем сходстве с главным героем. Даже начали звать меня Леоном.

Когда весть о двойнике из Беларуси дошла до журналистов, Александр получил предложение по­участвовать в розыгрыше.

— По радио «Юнистар» объявили о приезде в Минск Жана Рено, — рассказывает собеседник. — Сказали, что встретиться с ним можно будет у входа в гостиницу «Европа». В указанном месте, конечно, должен был находиться я. Для правдоподобности меня загримировали, надели очки в круглой оправе и плащ.

Минчане подмены не заметили, просили у Александра автограф, фотографировались вместе. Правда, когда узнали о розыгрыше, разозлились не на шутку.

Настоящего Жана Рено Александр уважает, отмечая, что будущего внука, возможно, даже назовет в его честь.