Минск чрезвычайный

Это вам не ОБЖ

12-01 Начальник центра пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Павел Филимонов рассказал, зачем спасатели посещают детские сады, в чем успех конкурса на лучшее селфи с номером службы спасения и как приучить горожан к пожарной безопасности

12-01 — Павел Олегович, какие задачи сегодня ставите перед коллективом центра?

— В структуру центра входят два отдела: пропаганда и взаимодействие со СМИ, а также социокультурная деятельность. Первое направление призвано информировать горожан с помощью средств массовой информации и социальной рекламы. Во втором направлении делаем акцент на акции в местах массового пребывания людей, движение юных спасателей-пожарных и профилактическую работу, а также публичные выступления наших сотрудников в детских садах, школах и трудовых коллективах. Почему работаем в детсадах? Потому что детям с малого возраста надо объяснять, кто такие огнеборцы, как важна эта работа — не только боевая, но и предупредительная. Уверен, благодаря этому в будущем у малышей сформируется культура безопасности и жизнедеятельности.

— Дети — наше будущее. А как быть со взрослыми?

— Достучаться до взрослых не так просто, а до неблагополучных взрослых — еще труднее. Такие горожане ежедневно фигурируют в сводках спасателей, зачас­тую гибнут пьяными, в кровати с сигаретой в руке. С этими граж­данами мы постоянно проводим профилактические беседы и пытаемся наставить на путь исправления.

— Пожалуй, для общества самая действенная пропаганда — наглядная. Вот увидели жители дома, что сосед угорел — сами точно не закурят в постели! Если таких примеров поблизости нет, как все-таки достучаться до всех горожан?

— Мы заинтересованы, чтобы нас слышали все минчане. Но к каждой группе людей нужен индивидуальный подход. Это масштабная работа и мы стараемся напоминать минчанам об этом на каждом шагу. Сотрудничаем с торговыми центрами, где по радио призываем быть бдительными, публикуем статьи в газетах и Интернете, показываем ролики по телевидению. Представьте, приходит взрослый человек домой, а по телевизору — наша информация. Потом ребенок из школы возвращается и рассказывает родителям, что ему предложили участие в художественном конкурсе «Спасатели глазами детей». И так далее… В общем, для просвещения и обучения населения Минска мы используем все информационные ресурсы. Замечу, огромную роль играют посещения домов и личные беседы с жильцами.

— Из последних акций столичного управления МЧС самой заметной стало предложение горожанам сделать селфи на фоне номера службы спасения — «101» или «112». Кто-нибудь оказался «оригинальным», прислал фото с пожаров?

Но все же самое главное не чья-то победа, а более глобальный результат — на подсознательном уровне запомнить, что телефоны службы спасения «101» и «112». Зачем это нужно? Чтобы при пожаре или чрезвычайной ситуации люди вспомнили наш телефон.

— К счастью, в нашем городе таких нет (смеется). Отрадно отметить, что минчане, став свидетелями пожара или дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь звонят спасателям, а не фотографируются на фоне беды. В такой ситуации телефон следует использовать по прямому назначению.

Что касается конкурса, то идея, конечно, не нова. И все же мы поду­мали, что людям будет интересно. Реакция оказалась положительной — получили самые разные фотографии.

— Получается, что пропаганда — это не только обучение населения, но и призыв горожан к участию?

— Для нас важны два аспекта. Во-первых, подготовить людей к возможным чрезвычайным ситуациям, напомнить тем же родителям, что следует обучать своих детей не только фундаментальным наукам, но и правилам безопасности. Во-вторых, показать минчанам, что взаимопомощь в большом городе не должна становиться чем-то архаичным. Ведь каждый из нас может оказаться в беде.

Хоть и говорят, что пьяному море по колено, работники МЧС все равно стараются донести всю информацию до нерадивых жильцов «плохой» квартиры…

— Многие знакомые до сих пор обсуждают плакаты, где написано «Божьи коровки не курят в кроватке…». Это тоже часть пропаганды?

— В спешке большого города минчане редко обращают внимание на стандартную рекламу, поэтому приходится создавать яркие плакаты, чтобы хоть как-то «зацепить» людей. Согласитесь, реклама с использованием зверей обращает на себя внимание, вызывает улыбку, но самое главное — заставляет задуматься. Проект был подготовлен Минис­терством, но у столичного ведомства также есть идеи, которые вскоре порадуют минчан. Сегодня, в век информационных технологий, нестандартные подходы в вопросах пропаганды безопасности важны как никогда. И если нам удастся достучаться до горожан, то в будущем пожаров в столице наверняка будет гораз­до меньше.