Николай Зимич известен как телеведущий и артист Драматического театра Белорусской армии. Но мало кто знает, что в свободное время он превращается в мима
— Мим — это артист, играющий миниатюру или сценку здесь и сейчас, без подготовки, — улыбается Николай. — Он может показать что угодно: луну, ливень, червяка, старый стул, человека, животное, планету… Даже космос! Это невероятно, но факт.
Собеседник уверен: мим — уникальный актер. За одну минуту он может сменить 10 профессий, стать толстым, раскинув руки в стороны и надув щеки, или стройным как тростиночка. Для любого артиста такая работа — колоссальный опыт.
Пантомимой Зимич увлекся еще во время учебы в академии искусств.
— Эту дисциплину мы начали изучать на третьем курсе, — рассказывает собеседник. — Занятия у нас вел замечательный мастер Виталий Катовицкий. Я и мой сокурсник Игорь Сизов, что называется, загорелись. Стали смотреть видео с участием известного актера Марселя Марсо, репетировали по вечерам.
Потом парни вышли работать на улицу. Их начали приглашать на городские праздники. Выступали на Большом новогоднем балу в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, во время акции «Ночь музеев».
Николай и Игорь побывали во многих городах Беларуси (лучше всего мимов принимают в Гродно), работали на улицах Варшавы, Парижа. Два года назад ездили в Барселону. В этом городе есть пешеходная улица Рамбла. На ней выделены зоны для выступлений артистов, у каждого места своя цена. Многие мимы работают там на протяжении 10-15 лет. Среди них известна одна семейная пара: супруги любят рисовать на своих лицах маски в виде черепа. Только у женщины она зеленого цвета, а у мужчины — белого.
— Зачем мимы гримируют лицо?
— Первым так начал делать Марсель Марсо, — объясняет Николай. — Грим позволяет нейтрализовать эмоции. С его помощью подчеркивается какая-нибудь часть лица. Например, Марсо любил выделять губы красным. А некоторые мимы рисуют брови. Я к своей маске пришел спустя 4 года работы, делаю акцент на губах. Но есть и те, кто не пользуется гримом. Таким был известный клоун Леонид Енгибаров.
По мнению Николая, маска — это еще не пантомима. Гораздо важнее мастерство. Считается, что хороший мим сумеет рассмешить зрителя одним взглядом.
— Часто мимы показывают так называемую стеночку. Как быстро можно освоить этот трюк?
— Примерно за неделю, — улыбается актер. — «Стеночка» — самое простое в пантомиме. Фирменную походку, например, нужно тренировать больше полугода. А если не репетировать, все забудется.
Николай вспоминает, что в Минске как-то пытались открыть школу искусства пантомимы, но возникли проблемы с желающими обучаться. Люди приходили, отмечали, что это сложный труд, и уходили.
— Собственно по этой причине в городе нет театров, где бы показывали пантомиму. Такие спектакли заставляют включать воображение, а наша публика в большинстве своем хочет легких зрелищ, — сетует артист.
— Как реагируют минчане, когда видят на улице мима?
— В 90 процентах случаев положительно. Просят сфотографироваться вместе, обнимают. Есть люди, которые подходят со словами «лучше бы шли на завод работать». А некоторые боятся мимов, машут руками: ой, не надо, отойдите от нас. Возможно, у таких людей имеется негативный опыт общения с назойливыми или грубыми артистами, — говорит Николай.
Минчанину запомнился один случай. Он и его напарник Игорь отдыхали в Крыму. Ездили по городам, выступали. В одном дачном поселке к ним подошел мужчина: «О, а я вас знаю! Недавно видел ваше выступление на площади Победы в Минске». Мимы были приятно удивлены.
— Бывают случаи, когда зрители начинают нас пародировать. И я этому только рад! Всегда подыгрываю. Поверьте, гораздо хуже для актера, если его не понимают или приглашают на концерт, где зрители сидят и ожидают, когда их развеселят, — поясняет он.
Николай в качестве мима выступает не только на открытых площадках, но и в родном театре Белорусской армии.
— Какой номер у зрителей самый любимый? О рыбаке, который поймал золотую рыбку, но не смог определиться с желанием. Ведь ему хотелось жену, машину, красивую жизнь… Но, пока счастливчик думает, исполнительница желаний ускользает из рук, — смеется Зимич.
Сегодня творческую компанию ему составляет не только бывший сокурсник Игорь Сизов.
— Со мной выступает также Юлия Ясинская — одна из лучших девушек-мимов в Минске, на мой взгляд. Она великолепно импровизирует в любых ситуациях, искусно владеет техникой эксцентрики и буффонады, — характеризует партнершу собеседник.
Удивляет то, как Николаю удается совмещать выступления с работой на телевидении и в театре. Хотя сам он объясняет такой расклад очень просто:
— Как и все артисты, люблю быть загруженным полностью: утром эфир на ТВ, вечером — спектакль. А для пантомимы остаются выходные дни.
В Пекине мимов учат рассказывать историю глазами. Во Франции особое внимание уделяют деталям: актеры, рассказывая, например, о лодочном весле, должны уметь показывать, как с него падают капли воды.