Наш корреспондент прокатилась на яхте с натянутыми, как гика-шкот, нервами
В Центре парусного спорта, что на Минском море, в летний сезон ощущаешь особую романтику: вдали покачиваются яхты с белоснежными парусами, на берегу стоят моторные лодки, на бортах которых красивым шрифтом написаны женские имена. Рядом загорает настоящий кот — полосатый Матроскин.
Причал качается, и мне с трудом удается удерживать равновесие. Тренер СДЮШОР парусного спорта Вячеслав Янкевич вручает спасательный жилет, внутри которого нащупываю вставки из пенопласта. На катере выдвигаемся в путь. По мере отдаления от берега волны становятся выше, и лодка то и дело взмывает вверх. Вскоре мы оказываемся в окружении яхт, которыми управляют воспитанники СДЮШОР.
Вячеслав Андреевич отмечает, что без специальной подготовки управлять судном мне нельзя, но я могу побыть пассажиром. Забираюсь на нос яхты, присаживаюсь, обхватив руками и ногами мачту. Мой компаньон, 16-летний яхтсмен Василий Иванов, предупреждает: в пути сильно намокну. И уже через пять минут сижу в мокрых джинсах.
— Яхтсмены обычно используют водонепроницаемую одежду, — пояснил Василий. — На нижнюю часть лица повязывают платок, чтобы губы не обветрились.
Подгоняемая ветром, наша лодка летит вперед, кренится набок. Чтобы она не перевернулась, Василий садится на поднятый борт. В руках у яхтсмена веревки: гика-шкот, оттяжка гика и так далее. С их помощью парус устанавливается под нужным углом к ветру.
— В ветреную погоду парус должен быть натянут как струна. Это позволяет удерживать яхту от переворота, — рассказывает парень. — Идти против ветра нельзя — яхта будет пятиться назад. Лучше всего плыть под углом 45 градусов к ветру — такой способ называется «елочка».
Парус, по словам Василия, сделан из плотной ткани, но при шквалистом ветре может порваться.
— До берега в таком случае не доберешься, — замечает яхтсмен. — Придется звать на помощь, используя условный знак — поднятые вверх руки.
Подплыв к острову, наша лодка останавливается. Василий отмечает, что мы попали в «ветровую яму» — ветер заслоняют деревья, растущие на берегу. Яхтсмен выруливает обратно в море.
В парусный спорт Василий пришел в 10 лет, однако его романтику ощутил совсем недавно:
— В пути можно побыть наедине с самим собой. Иногда так задумаешься, что команды тренера не слышишь.
Мой спутник — призер международных, республиканских и городских соревнований. В ближайшее время отправится в Гомель на спартакиаду среди детско-юношеских спортивных школ по парусному спорту.
— Бывает, дружишь с кем-то из спортсменов, а на соревнованиях он тебя предает, например нарушает правило, не пропуская твою лодку, — сетует Василий.
…Наше путешествие затягивается. Стуча зубами от холодного ветра, мысленно молю, чтобы меня вернули на берег. Вскоре на горизонте появляется катер Вячеслава Янкевича.
На суше меня «штормит», но чувствую себя счастливой. Хочется прилечь рядом с котом Матроскиным, а обсохнув, снова вернуться в море.
По словам Вячеслава Янкевича, практика спортсменов СДЮШОР на Минском море длится с апреля по октябрь. Потом начинаются теоретические занятия. В школе занимаются ребята с 9 лет. Обучение бесплатное.