Хранители славы отечества

На Сторожевке город стерегли

15-01-01-68«История продолжается…» — такое название носит музей гимназии № 23. А где продолжение, там и начало

15-01-01-68Надежда Станиславовна Новицкая, жительница района:

— Возле моего дома находится гимназия № 30. Каждый день хожу мимо и вижу в ее дворе памятник с именами летчиков, которые погибли при освобождении Минска. И каждый раз думаю: вот бы хоть где-нибудь значилась фамилия моего отца Станислава Новицкого. В июне 1941-го отец ушел на фронт и погиб в ­1944-м в Польше. Туда каждый год не поедешь, а в Минске никакого памятного места нет, так как дом наш был разбомблен. 70 лет прошло, а я чувствую себя сиротой. С удовольствием передам в музей Советского района копию отцовского фото.

Каждую экскурсию в этом юбилейном победном году и руководитель музея Анна Сосновская, и ее юные помощники начинают не с памятного майского дня 1945 года и даже не с июня 41-го. Они убеждены: истоки мужества людей кроются в глубинах истории их рода и Отечества, города и района.

Для гимназистов слава Советского района просматривается уже в легендах о знаменитом благородном разбойнике Комаре, в описаниях постоянной борьбы местного люда с эпидемиями, и, как результат, построенном в честь победы над одной из них костеле, носящем имя целителя святого Роха.

Неподалеку от гимназии находится и церковь Святого благоверного князя Александра Невского, возведенная в память о российских воинах, сражавшихся на фронтах русско-турецкой войны 1877-1878 годов за свободу братьев-славян. Кладбище вокруг нее, именуемое Военным, началось с захоронений умерших от ран солдат, чьи имена увековечены в храме.

Эти списки школьным энтузиастам дали толчок к поискам сведений о белорусах — участниках той далекой войны. Сегодня почетное место в музее занимает экспозиция, посвященная российскому военачальнику, стратегу русско-турецкой войны Иосифу Владимировичу Гурке, белорусу по происхождению. Документы о нем собирали долго, получали порою из дальних мест.

С церковью Александра Невского связаны и события Великой Отечественной войны, в частности, деятельность священника Виктора Бекаревича, чьи фотографии в музее привлекают внимание: на церковном одеянии его красуются боевые награды. Мало того, что сам Бекаревич был незаменимым партизанским связным, так и храм стал убежищем для подпольщиков. Под его сводами скрывались от угона в Германию молодые минчане, находили кров люди из разбомбленных зданий.

Бывшая выпускница и преподаватель Белорусского политехнического института (ныне БНТУ) Инна Ивановна Туровец однажды обратилась в редакцию с просьбой помочь увековечить на памятной стеле возле парадного входа вуза 39 фамилий погибших на войне сотрудников Белорусского политехнического института. Среди них ее отец Иван Иванович Туровец, до войны кандидат философских наук, доцент Белорусского политехнического института, участник финской войны, в 1941-м ушедший на фронт добровольцем и пропавший без вести.

— Мне кажется, — призналась Инна Ивановна, — будет на стеле фамилия, будет фото в музее — будет жить память.

15-01-02-68В летописи района заметен военный госпиталь с его более чем 200-летней деятельностью. Музейные документы рассказывают о хирурге, работавшем здесь в Первую мировую и гражданскую войны, — Евгении Клумове. Во время Великой Отечественной ученый, профессор держал тесную связь с минским подпольем, лечил раненых бойцов, переправлял в партизанские отряды лекарства и, схваченный врагами вместе с женой, погиб в газовой камере на пути в концлагерь «Малый Тростенец».

Рядом на стенде фотография молодой медсестры Эммы Григорьянц, работавшей в том же госпитале и сопровождавшей своих пациентов в эвакуацию в первые дни войны. В госпитале она проработала все военные годы.

Вот так от экскурсии к экскурсии, от стенда к стенду продолжается история памятных мест, знакомых людей, близких окрестностей, открывая ребятам неведомое в привычном.

У старожилов столицы бывшая окраина, называемая Сельхозпоселком, вызывает воспоминания о военных годах, когда, спасаясь от бомбежек, они на ночь уходили сюда, чтобы переночевать под гостеприимным кровом. Некоторые жители поселка были связными бригады дяди Коли, то есть Петра Григорьевича Лопатина, и помогали партизанам чем могли. Здесь в послевоенные годы было проще всего снять комнатку приезжим, купить молока для ребенка, а то и просто попроситься на ночлег.

— У нас были свои «штатные» ночлежники — дети из Логойского района, — вспоминала когда-то врач Людмила Александровна Горошко. — Они в трудные пятидесятые приезжали в Минск за хлебом. Но в одни руки много буханок не давали, потому стояние в очередях в разных булочных было долгим, попутную машину на ночь глядя найти было невозможно, и ребятишки приходили к нам ночевать. Мы тоже бедно жили, но даже я, в ту пору совсем девчушка, запомнила, что деревенские ребята никогда не ели предложенное им печенье просто так. А только вприкуску с хлебом…

15-01-03-68Именно здесь, возле поселка, на Комаровке происходили события, описанные Иваном Шамякиным в повести «Торговка и поэт», и жители до сих пор называют десятки прототипов героев произведения. Как дань патриотам-минчанам — книга и портрет писателя, достойный экспонат музея. Равно как и фотографии стареньких домиков с резными ставнями, незатейливыми крылечками, палисадниками. Все это история, которая то бурно, то спокойно течет, оставляя нам память, воспитывая стойкость и патриотизм.

Каждое поколение гимназистов приносит в музей свои семейные истории. Тема одна — их семья и Минск. В этом году к 70-летию Победы героями фамильных легенд были прадедушки и их фронтовые биографии, написанные со слов родителей или дедушек-бабушек, но не ставшие от этого менее романтичными и почитаемыми. Их отдают в музей с фотографиями в надежде на то, что образы предков не потеряются во времени и не потускнеют.

Анна Сергеевна Сосновская, директор музея:

Наше учебное заведение — одно из немногих с белорусским языком преподавания всех предметов. Кроме того, у нас изучается китайский язык. Дети съезжаются изо всех районов города и пригорода. И это хорошо, потому что историю столицы они начинают изучать не в новых микрорайонах, а в центре древнего Минска. Идет разговор о Комаровке? Вот она, рядом. Переспа, Золотая Горка, Сторожевка, названная так по месту расположения сторожевых башен на западном въезде в город — все это здесь. Военный госпиталь, Военное кладбище, костел Святого Роха — на расстоянии квартала. Послевоенное строительство представлено площадью Якуба Коласа, ЦУМом, корпусами заводов. Усадебный Минск тоже рядом. История предстает осязаемо, зримо, наглядно