Дорога к храму

В Сокол к Чудотворцу

26-01-01-68Сердится ли Николай Угодник, если тревожим его по пустякам, почему плачет «Всецарица» и можно ли молиться перед памятником, рассказал настоятель прихода протоиерей Сергий Комлик

26-01-02-68Гостей у входа встречает сам святитель Николай. Бронзовый. Фигуру поставили в 2010-м.

— А можно ли ему молиться, он же памятник? — спрашиваем у настоятеля.

— Конечно можно! Скульптура освящена по чину иконы. Представьте, что это та же икона, только в формате 3D.

Церковь внутри выбелена — так святые лики видней. На аналое образ Чудотворца с час­тицей мощей. Справа от алтаря — еще один, к киоту прикреп­лен ковчежец с камешком из пещеры Бейт-Джала (Палестина), в которой Угодник два года жил в безмолвии.

Другой трофей, привезенный настоятелем со Святой Земли, вмонтирован в храмовую Голгофу. Осколок скалы с места казни Спасителя.

— Это немой свидетель распятия и Воскресения Христова, и с ним связано маленькое чудо, — вспоминает отец Сергий. — Скала же твердая, но так хотелось частичку привезти! Инструментов у меня, конечно, не было. Говорю: «Господи, ну дай хоть маленький кусочек! Не для меня — для людей, чтобы прикасались». Раз — и в моих руках осколок. Вот такой дар Божий.

Образ Георгия Победоносца освящен на Гробе Господнем. Но почему именно Георгий?

26-01-03-68— У христиан Палестины он особо почитаемый святой, — объясняет настоятель. — Предание о чудесах, с ним связанных, передается из поколения в поколения. Великомученик родился и похоронен в тех местах (город Лидда, теперь Лод, расположен в 20 километрах юго-восточнее Тель-Авива, рядом с аэропортом Бен-Гурион. — Прим. авт.). Мы были у гробницы Георгия, помазывались маслицем, которое разливают на ее крышке. Из паломничества по Святой Земле хотелось привезти икону на молитвенную память. Увидели образ Победоносца в серебряном окладе, по­думали: хорошо бы освятить на Гробе Гос­поднем. Но там знаете какая очередь — конвейер! Опасались, что нас охранники не пустят, поскольку туда нельзя с поклажей, а икона-то довольно большая. Я — к стражу: благословите освятить! «О, Георгиус! Проходите». Мы приложили икону к Гробу Господню, молились, и никто не мешал. Георгий Победоносец помог — сердца людей умягчил, и Господь нам споспешествовал.

Адрес храма: поселок Сокол, ул. Барамзиной, 20. Телефоны: (017) 279-51-30, (029) 679-51-30. Как доехать: автобусом маршрута № 112с от станции метро «Могилевская».

На северной стене плачет «Всецарица».

— Она стала мироточить, когда начались украинские события, — рассказывает отец Сергий. — Капельки выступают на плече Богородицы, внизу ризы. Мы не трогаем. Это тайна, к ней страшно прикасаться. Перед испытания­ми порой даются видимые знаки как вразумление для нас — чтобы заглянули повнимательней внутрь себя, укрепились в вере.

«Неупиваемая чаша» прибыла прямиком из российского Серпухова. Город, а точнее тамошний Высоцкий мужской монастырь, считают местом ее обретения. В акафисте говорится, что Матерь Божия явилась отставному солдату, одержимому недугом пьянства, и указала идти в Серпуховской монастырь. Там перед Ее иконой он получил исцеление. Молва о благодатной помощи Царицы Небесной стала распространяться. В обители сделали список с прославленного образа, и паломники-минчане, отслужив вместе с монастырской братией водосвятный молебен, увезли его на родину. Каждое воскресенье перед «Неупиваемой чашей» совершается акафист.

Икону «Покров Пресвятой Богородицы» приходу пожертвовали из запасников столичной Александро-Невской церкви.

— Очень древняя, старо­обрядческая, — поясняет настоятель, — а вот реликвия, вложенная в мощевик, привезена недавно. Мы дружим с монастырем Серпухова, у них связи с Францией — с собором Парижской Богоматери. В какой-то период святыни оттуда стали продавать. Так нам досталась маленькая частичка вуали Пречистой Девы.

Помимо времени богослужений храм открыт ежедневно с 10.00 до 13.00. По словам настоятеля, паломников примут и в другие часы. Нужно лишь предварительно позвонить по одному из телефонов.

26-01-04-68У амвона большой ковчег с частицами мощей 45 угодников Божиих, в том числе древних. Иоан­на Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, целителя Пантелеимона, великомучениц Екатерины и Варвары, святителя Иоанна Златоуста… В центре — частица Креста Господня. Понятно, отечественные святыни приобрести проще. Но те, дальние, откуда? Кажется, все давно распределено…

— Один источник я уже назвал, — напоминает настоятель. — Крестоносцы разграбили Константинополь. Увезли с собой много реликвий, церковных украшений, богослужебных сосудов. Золота было столько, что его просто плавили, чтобы удобнее было перевозить, хотя изделия имели огромную художественную и историческую ценность. Драгметалл «эшелонами» шел в Европу, в частности во Францию. И святыни тоже. Теперь их продают. Все деликатно, доверительно. Мы, допустим, брали мощевик — на нем печать кардинала, которая удостоверяет истинность того, что здесь находится.

— Отец Сергий, говорят, с конкретной просьбой нужно обращаться к определенному святому, «отвечающему» за эту тему.

— Любой святой имеет дерзновение перед Богом возносить о нас молитвенные воздыхания. Любому можно с верой помолиться и получить просимое. Но некоторые угодники были особенно искушаемы какой-то страстью, поняли, насколько она губительна, опасна. И победили ее. Потому и обращаемся к ним, зная, что, как сказано в апостольских посланиях, кто был сам искушаем, тот может искушаемым помочь.

— Николая Чудотворца, в отличие от других угодников, знают все. Любят, почитают, и чуть что — приходят именно к нему. Он не сердится?

— Господь говорит: просите — и дастся вам, ищите — и обрящете, стучите — и откроется вам… И нигде — ни в Священном Писании, ни в апостольских Посланиях, ни в творениях святых отцов, мы не встречаем слов о том, что есть какие-то запреты по обращению в молитве к святым. Только сказано: просите, чтобы на пользу было. То есть нельзя молиться во зло, чтобы отомстить, навредить кому-то. Мы должны также понимать, угодно ли Богу наше прошение. А поскольку не знаем воли Божией о себе или о том, о ком просим, потому говорим: «Да будет воля Твоя. Я-то по своему разумению желал бы вот так и так, но доверяюсь Тебе, Господи, сделай не как я хочу, но как Ты, и помилуй меня».

— Но не стыдно ли просить о житейских нуждах? Как-то неловко.

— Зависит от уровня духовного возрастания человека. Поначалу он не доверяет себе и просит Бога и святых обо всем, о каждой мелочи. А потом понимает, что Господь наперед знает, что нам нужно. У преподобного Амвросия Оптинского спрашивали: «Батюшка, какие у вас правила?» Тот отвечал: «У меня много было в жизни правил, а теперь одно — Господи, помилуй». Но никто не запрещает молиться и просить. Заболел зуб. Один думает, мол, надо потерпеть, иному в этот момент предстоит лекцию читать, а голова не соображает: «Помоги, Господи, мне ж работать нужно». Обстоятельства разные. Каждый решает сам. Но для этого должна быть мудрость.

— Где ж ее взять?

— Просите — и дастся вам. Для любви Божией нет запретных тем. Она все объемлет и все направляет так, как нужно человеку для спасения.

Полная версия — на портале minsknews.by в рубрике «Наши проекты».

Особые службы

По понедельникам в 18.00 — акафист Иоанну Предтече (ему посвящен нижний придел храма). По средам в 17.00 — акафист Николаю Чудотворцу. По воскресеньям в 17.00 — акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Неупиваемая чаша».