Хранители славы отечества

Стеной встали

15-01-01-77Поисковики Тростенецкой средней школы бережно сохраняют память о жертвах лагеря смерти

15-01-01-77С учительницей Тростенецкой средней школы Галиной Пиляевой мы познакомились в «Исторической мастерской» — маленьком одноэтажном домике на улице Сухой. Вместе с коллегой Инной Парфененко она привела сюда своих подопечных — страшеклассников, увлеченных краеведческой работой. На встречу с сотрудниками мастерской ребята пришли не с пус­тыми руками: накануне Дня Победы им удалось восстановить фамилии четырех тростенецких семей, погибших в лагере смерти. Оказалось, что местным поисковикам не впервой собирать сведения о жертвах фашизма: все началось еще 40 лет назад, в 1975 году, когда cовет пионерской дружины имени Евгения Клумова принял решение создать в школе музей Тростенецкого лагеря смерти. Их поддержали взрослые — директор Антон Почаковский и организатор Татья­на Гореликова.

Учитель русского языка и литературы Нелла Ажар, отметившая в этом году 80-летие, до сих пор помнит, как кропотливо вели они с учениками поисковую работу: вместе ездили к очевидцам тех событий, навещали родст­венников погибших, сотрудничали с музеем истории Великой Отечественной войны. Рядом всегда были неутомимые коллеги: Наталья Шваюкова, Лидия Камлюк, Нина Почаковская. Позже присоединилась молодежь: Наталья Янушкевич, Жанна Никитина и другие. Все встречи с выжившими узниками «Тростенца», записанные около 40 лет назад на магнитофонные бобины, до сих пор хранятся в школе. Сегодня они оцифрованы.

15-01-02-77На встречи со школьниками приезжали ученики и последователи Евгения Владимировича Клумова — врачи 3-й городской больницы, которая носит имя этого Героя Советского Союза, погибшего в Тростенецком лагере смерти. Снимки с памятных мероприятий бережно хранятся в школьных фотоальбомах. Есть там и другие фотографии — довоенные портреты погибших в тростенецком аду участников Минского подполья, архивные свидетельства с мест казни, черно-белые изображения человеческих останков… Пожелтевшие от времени страницы «Звяз­ды» за 6 сентября 1944 года навсегда сохранили впечатления белорусских классиков Кондрата Крапивы и Михася Лынькова от увиденного в лагере смерти сразу после освобождения Минска — в статье «Я быу ў Трасцянцы». Рядом — стихотворение Максима Лужанина.

Из альбома выпадает конверт: в нем письмо мамы Ларисы Кореневской, девушки-партизанки, уничтоженной в «Тростенце». Наде­жда Ефимовна долго переписывалась с ребятами из тростенецкой школы, искренне благодарила детей за сохранение памяти о ее дочери. И таких писем из разных концов нашей страны здесь немало.

15-01-03-77И учителя, и школьники гордятся тем, что музей Тростенецкого лагеря смерти упоминается в рес­публиканской книге «Память»:

— Однако сейчас мы принципиально уходим от статуса музея и говорим о Стене Памяти, — в голосе Галины Геннадьевны слышны нотки грусти. — К сожалению, в 1990-х годах накопленный материал был аккуратно сложен в шкафы. Но благодаря нынешнему директору нашей школы Лилии Филимоновой, принявшей решение хотя бы частично возродить выставку архивов, 5 мая этого года мы открыли Стену Памяти.

Этому событию предшествовала большая работа: краеведы сис­тематизировали сохранившийся материал, подготовили несколько конкурсных исследований о фашистском лагере, выпустили книгу воспоминаний местных старожилов о нем. Совместно с учащимися Дворца детей и молодежи «Орион» Заводского района Минска и его педагогом Любовью Малаш разработали виртуальную экскурсию по «Тростенцу». На восстановление экспозиции откликнулся и бывший ученик школы, выпускник 1964 года, а ныне учитель труда и физкультуры Валентин Зуев: он изготовил из дерева оригинальные полки и стеллажи для книг и документов, столик в виде подсвечника, а также памятные слова «Никто не забыт. Ничто не забыто».

Недавно краеведы школы навестили старожилов деревни Малый Тростенец: 87-летних Марию Михайловну Ляшкевич, Елену Михайловну Лосеву, Антона Станиславовича Хвойницкого, Галину Александровну Овсейко и других, кто до сих пор помнит о годах оккупации.

— Восстанавливать музей надо было бы раньше, — сетуют педагоги. — Сейчас в живых остается все меньше очевидцев. Но благодаря им нам удалось выяснить следующее. Из Большого Тростенца ни одна семья в лагере смерти, по счастью, не погибла. Зато в Малом Тростенце были уничтожены семьи Ганичей, Шиманских и Башко. Их расстреляли в урочище Благовщина. Как рассказали старики, сначала забрали и расстреляли мужчин, а на следующий день приехали за женами и детьми. У Башко погибли глава семьи Александр Александрович, его жена Елена и десятилетний сын Сергей, а также случайно оказавшаяся там сестра жены: она приехала к родне погостить. Двое других сыновей Александра Александровича избежали гибели. Один из них, Иван, воевал на фронте (его дети и сейчас живут в деревне), а второй, Владимир, в тот день пас коров вдалеке от дома.

Там же погибли заведующий колхозной фермой Александр Николаевич Шиманский, его жена и 17-летний сын Шурка.

Благодаря воспоминаниям мы теперь знаем, насколько трагично сложилась судьба братьев Ганичей и их семей. Отца троих детей Адама Ганича обвинили в пособничестве партизанам и расстреляли в Благовщине. На другой день туда же повезли его красавицу жену Зоню, двух дочерей, Ядвигу и Янину (лет 15-17) и 10-летнего сына Сережу. По дороге женщина пыталась спасти младшую девочку, вытолкнула ее из машины на дорогу. Однако немцы, заметив это, остановились, догнали убегающего ребенка и закинули обратно. Второй брат, Франек Ганич, с маленькими детьми убиты в Благовщине. Елена Лосева вспоминает, что, когда забирали Ганичей, на улице стоял ужасный плач, крики прощания невозможно было слышать без слез. Уничтожен был весь род Ганичей. Поисковая группа установила и тот факт, что в 1943 году в Благовщине за связь с партизанами были расстреляны минчанка Анна Гончарова и жительница деревни Белыничи, что на Могилевщине, Ольга Носкова. О 28-летней Анне Алексеевне краеведам рассказала ее младшая дочь, теперь уже 74-летняя женщина Анна Анатольевна. После ее расстрела ребятишек отправили в немецкий детский приемник, откуда их, малышей 6, 4 и 2 лет, забрали близкие родственники Домашевичи, выменяв у охраны на продукты. Они же впоследствии и рассказали подросшим детям трагическую историю их семьи.

22-летняя Ольга Носкова отказалась сообщать немцам о партизанах, среди которых был и ее муж Антон. В момент ареста она успела лишь передать сестре мужа своего годовалого сына Колю.

— Листы со сведениями о погибших мы вместе с учениками повесили 22 июня на деревьях в бывшем лагере, как это делают потомки уничтоженных здесь евреев. Еще одна наша инициатива — сбор средств на строительство мемориала. В марте этого года в вагоне метро я увидела листок с номером расчетного счета. Честно признаюсь, — улыбается Галина Геннадьевна, — сняла его и принесла в школу. Повесила у нас на стенде и по всем классам объявила о сборе. Кто-то давал 5 тысяч, а кто-то и 200 тысяч рублей. В течение месяца собрали и перечислили на счет строительства два с половиной миллиона рублей. А в апреле нам пришло благодарственное письмо от руководства предприятия «Гордорстрой»: «На сегодняшний день ваша школа стала единственным учебным заведением Беларуси, которая присоединилась к этой международной акции». Детям было очень приятно, а потом началось строительство монумента, в котором есть и крупица их участия. Кроме того, есть идея снова вернуться к шефству над памятником жертвам в Благовщине. Ребята раньше ухаживали за ним и зелеными насаждениями. Об этом, кстати, говорят и сохранившиеся в музее грамоты, датированные 1974 и 1976 годами, врученные школе Минским районным советом Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры.

Музей Тростенецкого лагеря смерти был создан в Тростенецкой средней школе в 1975 году. Его открытию предшествовала кропотливая поисковая работа пионеров местной дружины имени Евгения Клумова и учителей школы. В музее, который просуществовал более 20 лет, хранился обширный материал о лагере смерти «Малый Тростенец». К 70-летию Великой Победы архивы музея частично восстановлены и систематизированы. Накануне Дня Победы, 5 мая 2015 года, в школе открыта Стена Памяти, посвященная узникам Тростенецкого лагеря смерти.

Больше информации читайте на портале minsknews.by.