День за днем

Прощальное слово

07-02-01-93Ушел неожиданно в ночь с 13 на 14 августа народный артист Беларуси Сергей Журавель

07-02-01-93Дорогой Сережа. Для нашего поколения ты был Сережей, именно так — был Сергеем Тюлениным в спектакле ТЮЗа «Молодая гвардия». Далекие 1970-е… Мы, студенты журфака, ходили смотреть тебя, ровесника, студента БТХИ. Мы еще ничего не сделали в профессии, а тебя, оказывается, взяли уже на большую роль. Ты был маяком, хотя вряд ли догадывался об этом.

«Молодая гвардия» — это твои горящие глаза. Сгусток боли, любви и ненависти. Тюленин, маленький кудрявый мальчик, противостоял мощнейшей гитлеровской машине… Когда вас, молодогвардейцев, убивали, мы плакали. А менее года назад я смотрела, как ты играл Марка Ротко, всемирно известного художника, нашего земляка, в спектакле «Наедине с динозавром» в белорусском частном театре. Какая огромная дистанция была между этими двумя персонажами! И снова, как сорок лет назад, на глаза навернулись слезы. Но теперь оттого, что мир не знает великого белорусского актера — Сергея Борисовича Журавля. Проклятая удивительная белорусская скромность, даже самоумаление, не позволяющее покорять олимпы. Сколько мы ни общались за кулисами, ты никогда не позволял себе даже намека на гордыню.

Помню звенящую тишину на спектакле «Тойбеле и ее демон». У твоей партнерши упала шпилька — как гром прогремел. Зал сидел, не шелохнувшись, глядя, как простой крестьянин превращается в любящего демона, — ты был этим демоном. Мурашки бежали по коже… В кино тебе не везло, но в театре… «Арт», «Прикосновение», «Вячэра з прыдуркам», «Академия смеха», «Ноч на Каляды», «Пан Тадэвуш»… Не­обычный твой талант окрашивал в достоверные тона даже самые неправдоподобные ситуации. Однажды ты сказал: «Смотрю фильмы с Робертом де Ниро и все время пытаюсь уловить, как он это делает». — «Что — это?» — «Перемены состояния. Вот добрый. Нет — уже злой. Как?!» Ты себя равнял только по мировым вершинам. Мои знакомые ходили на «Местачковае кабарэ» только для того, чтобы, да простит меня Николай Пинигин, посмотреть и послушать, как великий Сергей Журавель и великий Виктор Манаев рассказывают шмонцесы — еврейские истории-анекдоты.

У тебя было настоящее актерское лицо, пластилин, из которого режиссер мог вылепить кого угодно: купца и адвоката… шляхтича и холопа… оленя и волхва… украинца и еврея… Ты говорил: «У меня нет нелюбимых ролей, нелюбимых спектаклей». Ты просто не брал чужого. Прирож­денный артист, не лезущий ни в драматургию, ни в режиссуру. Никому ничего не доказывающий: внутри себя я же знаю, какой я.

Чуть более десяти лет назад я брала у тебя интервью, и ты произнес — и грустно, и иронично — такие слова: «Эх, дожить бы до очень большого режиссера и сыграть короля Лира…» Почти дожил. Сыграл Тартюфа, Дали, Скапена, Алханона… Умер во сне. Не легкой жизни надо просить у Бога, а легкой смерти. Легкой жизни ты ни у кого не просил и не поддавался ни на провокации, ни на иные слабости. Бог все понял… Пусть земля тебе будет небом.

Сергей Журавель родился 1 июня 1954 года в Минске. Окончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в ТЮЗе, молодежном театре, с 2009-го — в Национальном академическом театре имени Янки Купалы. Был худруком «Никола-театр» и «Альфа Радио», голосом телеканала СТВ. Снялся в кино- и телефильмах «Масакра», «Все сокровища мира», «Чудотворец», «Украсть Бельмондо», «КиндерВилейское привидение» и других.

Лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премии имени Буйницкого. Народный артист Беларуси.