Какие школы и гимназии города встретят новый учебный год самыми нарядными
В Минске завершился городской смотр-конкурс на лучший проект по благоустройству и озеленению территорий учреждений образования «Формула сада». В нынешнем году в нем приняло участие 81 учебное заведение. Свои проекты они представили в четырех номинациях: «Память Победы», «Сад гурманов», «Аптекарский огород» и «Садовые изюминки».
— По итогам конкурса оргкомитет проводит отбор победителей для участия в республиканском агробиологическом конкурсе «Юный натуралист», — пояснила заведующая отделом экологии и охраны природы Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи Татьяна Хрищанович.
Церемония награждения призеров конкурса состоится в День города.
В номинации «Память Победы» демонстрировали тематические цветники. Первое место заняла гимназия № 16 Центрального района.
— Для оформления нашей композиции мы выбрали растения, которые сохраняют привлекательность с весны до глубокой осени, — говорит автор цветника библиотекарь Инна Венгер. — Алые лепестки миниатюрных роз напоминают нам о тех, кто не вернулся с войны…
— Приятно отметить, что в создании цветника принимали участие не только педагоги, но и старшеклассники. Родители также не остались в стороне. К примеру, отец одного учащегося в собственной мастерской вырезал из фанеры трехмерные буквы для композиции, — отмечает директор гимназии Георгий Кушняров.
В жаркие дни растениям приходилось несладко. Чтобы сохранить от пересыхания, их поливали дважды в сутки — утром и вечером.
Созданный цветник во дворике гимназии не единственный. Несколькими годами ранее здесь разбили средиземноморское патио. В 2013-м оно заняло 2-е место в республиканском смотре-конкурсе на лучшее благоустройство и озеленение.
Учредители и организаторы конкурса — комитет по образованию Мингорисполкома, Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи.
В номинации «Садовые изюминки» демонстрируется использование в ландшафтном дизайне декоративных элементов — скульптур из живых растений (топиари), плетеных фигур из соломы, сена и веток, из деревянных элементов и рутариев (композиции из различных коряг, пней, корней деревьев необычной формы), украшений из лозы, камней. Лучшей в этой номинации стала средняя школа № 6, что во Фрунзенском районе.
— Благоустраивая пришкольную территорию, мы постарались создать ухоженный ландшафт, — рассказывает лаборант Надежда Жуковская. — Перед главным фасадом здания, где обычно проходят торжественные линейки, разбили небольшой партерный цветник. Фоном для него стали хвойные и другие растения, расположенные на каменистой горке и по сторонам от нее.
Цветник составлен в основном из густых ковровых растений, а по краю размещены бегония, пеларгония и петуния.
— Рассаду выращиваем сами, сеять начинаем в 20-х числах января, — замечает Надежда Жуковская. — В подкормках и поливе участвуют школьники под руководством педагогов. Помогают и родители — берут некоторые виды на подрост домой.
При входе в школу стоят бетонные формы, в которые высажены петунии и плектрантус.
К зданию прилегают миксбордеры — сложные композиции из цветов и кустарников. Растения для них подбирали с учетом непрерывности цветения с ранней весны до поздней осени. Так, здесь обосновались розы, пионы, ирисы, лилии. Контрастирует с ними петуния — у нее насыщенный фиолетовый цвет.
— Чтобы сохранить стилистическое единство в оформлении школьной территории, изгородь подвергли топиарной стрижке, придав волнообразную форму, — продолжает Надежда Жуковская.
Возле здания разбита роща сирени. Здесь же прохожих привлекает живописный рутарий с фигурой совы.
В номинации «Аптекарский огород» (здесь оценивали декоративные участки лекарственных растений) первое место заняла средняя школа № 51 Ленинского района.
Ароматы от мини-огорода чувствуются издалека. Шутка ли, на небольшой площадке обитают 70 разновидностей лекарственных трав. Одной только мяты высажено несколько сортов.
— Иссоп, мелиссу, тархун (эстрагон) привезла с собственной дачи. Также ездили в Центральный ботанический сад — за рассадой и проконсультироваться, — отмечает заместитель директора по воспитательной работе Людмила Хадаркевич.
— Городские дети сегодня зачастую не знают даже, как выглядит лен! — добавляет директор школы Галина Черник. — А здесь смогут вживую увидеть те или иные целебные растения — каждый сорт сопровождается табличкой с названием.
Над созданием аптекарского огорода работала творческая группа в составе педагогов школы и учащихся 8-9-х классов. Посильную помощь, например с транспортировкой земли, оказывали родители.
Городские дети зачастую не знают, как выглядит лен. А на пришкольных участках могут вживую видеть различные целебные растения.
В номинации «Сад гурманов» демонстрировали декоративные огороды в регулярном стиле с использованием овощных, пряно-ароматических и цветочных растений площадью не менее 10 квадратных метров. Первое место досталось средней школе № 37 Центрального района.
— На нашем мини-огороде возделываются 16 культур девяти семейств, включая ароматные травы и 5 разновидностей цветов, — рассказывает директор школы Оксана Андреева. — Решили создать наглядный материал для изучения предметов «Человек и мир» и «Биология».
На территории, не занятой овощами, высадили лобелию, бархатцы, петунии, цинерарии и другие цветы.
— В нынешнем году было подготовлено порядка 2 тысяч штук рассады, — отмечает Оксана Андреева. — Естественно, это сопряжено с огромным трудом: нужно с осени спроектировать, какие растения будут высаживаться, пересмотреть литературу, даже у соседей поинтересоваться, что они затевают. С зимы начинаем посев семян, пикировку. В уходе за рассадой задействуем школьную бригаду вторичной занятости.
В прошлом году 37-я школа также стала лучшей по итогам смотра-конкурса — в номинации «Краски сада».