Как обыкновенная лавочка или тропинка во дворе оказывается в центре внимания множества городских служб и управленцев разного ранга
Год назад жители дома № 14 на проспекте Газеты «Звязда» попросили убрать лавочки около нескольких подъездов — там то и дело собирались пьяные компании и нарушали их покой. Коммунальная служба на жалобу отреагировала: скамейки убрали. Но спустя время от жителей этого же двора снова поступил сигнал, на сей раз на прямую линию Мингорисполкома: «Безобразие! Возле дома даже лавочки нет! Пожилым людям и присесть негде, чтобы пообщаться».
Представители городской власти отметили: сталкиваются с такой проблемой регулярно. Ситуация сродни детской считалке «Дуб, орех или мочало? Начинаем все сначала».
— Мы действительно убрали скамейки после обращения граждан, — объяснил заместитель генерального директора по идеологической работе ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Алексей Герасимчик. — Обычно люди жалуются, что им мешает шум. А после того как лавочки исчезают, просят вернуть их на место — негде присесть.
Очень похожее недовольство прозвучало пару недель спустя уже во время прямой линии в администрации Советского района. На сей раз вознегодовала Галина Ивановна с улицы Сурганова, которая долгие годы живет в доме № 86. Она просила восстановить засыпанную стихийную дорожку во дворе и… убрать скамейку. Мы побывали на месте, чтобы все увидеть своими глазами.
Памятник «Бабушка классическая» установлен в Киеве в парке имени Т.Г. Шевченко — это символ простой старушки, заботливой и немного вредной, присевшей передохнуть на скамейку.
Пробираясь от площади Бангалор в глубь дворов, попадаем в мини-сквер с довольно-таки свободной от построек территорией: кругом трава и деревья. За долгие годы существования застройки жители протоптали себе дорожки. А сейчас коммунальные службы решили сделать доброе дело и благоустроить территорию. Не тут-то было.
— В нашем дворе тропинки, по которым привыкли ходить люди, засыпали каким-то черноземом. Дворник объяснил, что там будут то ли клумбы, то ли газон. Но мне так совсем неудобно! Все равно ведь рядом с ними хожу, — стеной на пути рабочих встала та самая Галина Ивановна и позвонила во время прямой линии депутату Мингорсовета Алексею Соколу.
Оказалось, что привести в порядок территорию между вышеназванным зданием и домом № 35 на улице Некрасова также попросил один из жильцов, только во время выездного приема руководства администрации Советского района. После этого работники ЖЭС-85 за средства предприятия, что в наше время редкость, начали благоустраивать местность: поставили лавочку, урны, подготовили землю под газон. Галина Ивановна, узнав об этом, разозлилась еще больше:
— Мне все равно, кто о чем просил, требую, чтобы тут все переделали. Я ведь тоже прошу ничего не делать! Да и эта лавочка! Зачем она тут нужна?! Прошлой ночью там собралась компания из шестнадцати человек! Я об этом напишу в Администрацию Президента!
Вот так, ни больше ни меньше. Если все так серьезно, может, и вправду не стоит огород городить и газон разбивать. Пусть граждане топчут траву в привычных им направлениях?
Для того чтобы изучить проблему, по маршруту возмущенной минчанки в составе рабочей группы вскоре прошлись и представители городской власти. Решить судьбу мини-сквера должны были коллективно, учитывая пожелания жильцов и замечания специалистов. В числе последних присутствовали работники коммунальной службы, озеленители и дорожники. Совместно они вынесли следующий вердикт:
— Дорожка, о которой идет речь, ведет в никуда. К тому же во дворе хорошо налажены пешеходные связи, по которым благополучно можно попасть в любую необходимую точку, — объяснила заместитель директора по идеологической работе УП «ЖРЭО Советского района» Светлана Сивцова. — Поэтому окончательное решение — продолжать благоустройство и создавать зеленую зону.
Также решилась судьба и злополучной лавочки. Она тоже останется на месте.
— Вес средней скамейки превышает 100 килограммов, и нашим работникам приходится постоянно переносить эту тяжесть из одного места в другое, — объясняет Светлана Сивцова. — Лавочки очень часто становятся причиной конфликта. Одни жильцы хотят посидеть на свежем воздухе во дворе, другим, чаще с первых этажей, мешают громкие ночные посиделки. Претензии обеих сторон понять можно. Но если убрать скамейку от окон и переместить ее в глубь двора, получается и того хуже — тут появляется настоящее мини-кафе под открытым небом.
Особое мнение
Внимание к нуждам и запросам горожан — прямая обязанность столичных чиновников любого ранга, руководителей коммунальных предприятий. Но порой, как в описанных нашим корреспондентом случаях, дело доходит до абсурда. «Мне так неудобно!» — восклицает Некто и сопровождает этот возглас угрозой достучаться до небес. Вот уже чуть ли не международный симпозиум собирают вокруг лавочки у подъезда или протоптанной на газоне дорожки. И в ничтожную по своей сути проблему, словно в водоворот, затягивается целый сонм ответственных лиц и простых исполнителей. Потом работники ЖЭС тягают, не помня себя, треклятую лавочку по двору, пытаясь найти ей удобное для всех пристанище. А его, как выясняется, в принципе не существует, ибо всегда найдется очередной Некто, который возопит: «Мне так неудобно!» И у забега с грузом вновь нет никаких перспектив отыскать финиш. Как нет их и у устроителей газона и прочего благоустройства во дворе меж улицами Сурганова и Некрасова.
Но кто-нибудь считал, сколько человеко-часов тратится на всю эту бессмыслицу? Кто-нибудь перевел все эти временные и трудовые затраты в рубли? Нет? А зря. Эффективность деятельности исполнительной власти еще и этим определяется. Убежден, что нельзя расходовать ценный государственный ресурс, идя на поводу у таких вот Некто, привыкших рассматривать окружающую их территорию как огород у своего домика в деревне: где тропу меж грядок с помидорами проложил, там она и быть должна. Ведь усилия и средства, затраченные на чьи-то (назовем вещи своими именами) капризы, наверняка в это самое время куда более нужны в другом месте.