Строители-крановщики: кто выбирает такую профессию и почему?
Одни считают крановщиков любителями неба, другие — экстремалами. Мы же полагаем, что справляться с огромным оборудованием могут только настоящие мужчины.
С машинистом башенного крана управления механизации № 79 Иваном Деревянко договорились побеседовать на стройплощадке. Поскольку наш герой к моменту встречи уже находился в кабине, именно туда мы и направились. Для этого пришлось пройти экспресс-курс по правилам безопасности и надеть средства защиты.
Высота крана — 75 метров. Грузоподъемником он не оснащен, вместо него — обычная лестница. От тяжести тела она все время прогибалась. А на высоте 30 метров нам пришлось сражаться с другой напастью — сильным ветром.
Кабина Ивана Ивановича — тихий оазис по сравнению со всем этим. На окнах висели занавески, а на столике возле рабочего места источал аппетитные ароматы обед.
— Молоко «за вредность» вам не дают? — поинтересовались.
Деревянко в ответ улыбнулся:
— Нет. Хотя однажды участвовал в реконструкции цеха тракторного завода. Над предприятием стоял такой смог, что мне приходилось постоянно протирать стекла кабины. По окончании работы получил небольшую сумму денег, которую только на молоко и хватило бы.
По словам специалиста, крановщиков не страхуют и раньше положенного на пенсию не отправляют. Зарплата у таких мастеров небольшая. Иван Иванович, например, получает около 10 миллионов рублей в месяц. Причем у него большой стаж: работает с 1984 года. За свою карьеру мастер успел поучаствовать в строительстве знаковых объектов: Национальной библиотеки, комплекса «Минск-Арена», Дворца Республики, отеля Kempinski. Награжден золотым значком управления механизации № 79. Имя Ивана Деревянко даже упоминается в энциклопедии «Кто есть кто в Республике Беларусь».
— У вас в кабине довольно уютно. Даже не верится, что кран может упасть…
— Такой риск существует, — грустно соглашается собеседник. — Пять лет назад мой друг работал крановщиком на стройке в Заславле. Помню, как успели пообщаться по телефону, пригласить друг друга в гости. Спустя несколько минут услышал по радио, что в этом районе упал башенный кран. Позвонил приятелю, но его телефон был недоступен. Позже выяснилось: он нарушил правила техники безопасности, поэтому и случилось ЧП. Друг погиб.
На рацию Ивана Ивановича поступило сообщение: нужно поднять груз. Во время работы строители подсказывали крановщику:
— Майна! Вира!
Как рассказал Деревянко, строительные организации башенные краны обычно не покупают. Обращаются в управление механизации № 79, которое дает в аренду оборудование и направляет обслуживающий персонал. Сегодня на предприятии работают 215 крановщиков. Среди них есть и женщины.
— Машинисты должны иметь отличное зрение и давление, — отметил собеседник. — Каждый год мы проходим медицинский осмотр.
Иван Иванович признался, что работа его интересна тем, что чем-то напоминает игру. Управляя джойстиком, специалист доставляет груз в определенную точку.
— Чувствую кран, как свои руки, — улыбается специалист. — Когда стояла жаркая погода, я даже бутыли с водой цеплял на трос и доставлял строителям на верхние этажи здания.
Мы засобирались в редакцию. Провожая в опасную дорогу до земли, Иван Иванович пожелал нам удачи. Такая традиция.
Кран вращается на 360 градусов, поэтому из кабины Ивана Ивановича город как на ладони. Телебашня, Национальная библиотека, «Чижовка-Арена»…