Очередная проверка показала: продавцы не стесняются предлагать минчанам просроченные товары
В магазинах, которые работают в подземных пешеходных переходах, продают товары, пользующиеся спросом у горожан: шоколад, кофе, печенье, чипсы… Сюда заходит немало покупателей. В то же время очередной рейд инспекции Министерства торговли Республики Беларусь показал: таким субъектам хозяйствования есть над чем работать. Для начала — прекратить торговать некачественной едой, косметикой и расширить ассортиментный перечень. В этом убедилась наш корреспондент, приняв участие в проверке одного из магазинов.
На часах — начало десятого утра. Встречаемся у магазина ЧУП «Ауреус», расположенного в подземном переходе станции метро «Октябрьская». В составе комиссии — начальник отдела контроля по Минску торговой инспекции Министерства торговли Республики Беларусь Наталья Василевская, автор этих строк и фотокорреспондент. По словам Натальи Валерьяновны, в этот магазин пришли неспроста — накануне обратили внимание на отсутствие белорусского товара на прилавках. Заведующая магазином Татьяна Шерифова ведет себя спокойно и невозмутимо. Ей к проверкам не привыкать. Мы направляемся к стенду «Уголок потребителя», где размещен ассортиментный перечень — в нем прописаны белорусские товары, которые должны быть в продаже. Одна из наших задач — проверить, есть ли эта продукция на прилавке.
— Никто не ограничивает импорт, но белорусская продукция на прилавках наших магазинов должна быть, — подчеркивает Татьяна Валерьяновна. — В противном случае на объект налагается штраф.
Что на деле? В ассортиментном перечне данного магазина прописано 20 наименований белорусского шоколада. На витрине находим только 2. Аналогичная ситуация с отечественным мармеладом, зефиром, конфетами. Да уж… Магазин увлекся импортом. Татьяна Шерифова это объясняет тем, что покупатели берут то, что активно рекламируют — шоколад и конфеты иностранных брендов. На состав не смотрят. Возникает закономерный вопрос: может, нашим производителям активней продвигать свою продукцию?
Изучаем ассортимент магазина более внимательно. На одних товарах информация заклеена стикером, на других отсутствует. Наталья Василевская изучает тональный крем «Шанель» стоимостью 120 тысяч рублей. На упаковке отсутствует информация на русском языке, о сроке годности. Просроченными оказываются тени для бровей, подводка для глаз, блеск для губ. Грустно… Через полчаса на прилавке образуется внушительная горка товаров, снятых с реализации.
Доходит очередь до продуктов питания — снимаем с продажи конфеты, шоколад с истекшим сроком годности. Продавец оправдывается: бывает, недоглядели.
— Продавец должен снять товар с витрины и сообщить об этом начальству, — отмечает Наталья Валерьяновна. — На всех ценниках должны быть название товара, информация о содержании ГМО, страна происхождения, а на обратной стороне ценника — подпись продавца и дата оформления ценника.
Прочую информацию продавец может указывать по своему усмотрению. Например, пищевую ценность продукта, его состав и многое другое. Ничего этого и в помине нет.
Обычно магазину дается определенное время на устранения недостатков, потом проводится контрольная проверка. Если нарушения будут устранены, то магазин продолжает свою деятельность, в противном случае прекращает.
— Как правило, магазины исправляют нарушения до конца срока, — отмечает собеседница. — С начала года мы закрыли всего 2 точки.
Временное закрытие магазина — эффективный метод работы с недобросовестными продавцами. Так как субъект хозяйствования теряет деньги, страдает его репутация. Например, Минторг вынес решение приостановить деятельность магазинов сети MART INN с 16 декабря текущего года на срок до 90 дней. Санкции ввели за систематическое нарушение порядка расчетов с поставщиками молока, мяса, хлебопродуктов и других товаров, реализацию продукции с истекшим сроком годности, несоблюдение ассортиментных перечней. Представляете, какие убытки понесет магазин, не работая такой длительный срок?
Но вернемся к магазинам, которые расположены в подземных пешеходных переходах. Нужны ли они городу? Можно ли говорить о том, что в них больше нарушений, нежели в гипермаркетах? Эти вопросы адресуем Наталье Василевской.
— Безусловно, такие торговые точки нужны минчанам, — уверена собеседница. — Для многих удобно, вынырнув из метро и заскочив в такой павильон, купить кофе или плитку шоколада. На магазины в переходах жалоб немного, гораздо больше нареканий на маленькие торговые точки, расположенные в спальных районах города.
В числе нарушений, выявленных при проверке магазина, были и такие: в книге учета проверок отсутствовали сведения о лице, ответственном за ведение этого документа, на стенде «Уголок потребителя» не было информации, где хранится Книга замечаний и предложений. Кроме того, павильон осуществлял торговлю просроченным товаром, на ценниках отсутствовала информация о производителе.