Торговый ряд

По ту сторону прилавка

04-01-01-142Очередная проверка показала: продавцы не стесняются предлагать минчанам просроченные товары

04-01-01-142В магазинах, которые работают в подземных пешеходных переходах, продают товары, пользующиеся спросом у горожан: шоколад, кофе, печенье, чипсы… Сюда заходит немало покупателей. В то же время очередной рейд инспекции Министерства торговли Республики Беларусь показал: таким субъектам хозяйствования есть над чем работать. Для начала — прекратить торговать некачественной едой, косметикой и расширить ассортиментный перечень. В этом убедилась наш корреспондент, приняв участие в проверке одного из магазинов.

На часах — начало десятого утра. Встречаемся у магазина ЧУП «Ауреус», расположенного в подземном переходе станции метро «Октябрьская». В составе комиссии — начальник отдела контроля по Минску торговой инс­пекции Министерства торговли Республики Беларусь Наталья Василевская, автор этих строк и фотокорреспондент. По словам Натальи Валерьяновны, в этот магазин пришли неспроста — накануне обратили внимание на отсутствие белорусского товара на прилавках. Заведующая магазином Татьяна Шерифова ведет себя спокойно и невозмутимо. Ей к проверкам не привыкать. Мы направляемся к стенду «Уголок потребителя», где размещен ассортиментный перечень — в нем прописаны белорусские товары, которые должны быть в продаже. Одна из наших задач — проверить, есть ли эта продукция на прилавке.

— Никто не ограничивает импорт, но белорусская продукция на прилавках наших магазинов должна быть, — подчеркивает Татьяна Валерьяновна. — В противном случае на объект налагается штраф.

Что на деле? В ассортиментном перечне данного магазина прописано 20 наименований белорусского шоколада. На витрине находим только 2. Аналогичная ситуация с отечественным мармеладом, зефиром, конфетами. Да уж… Магазин увлекся импортом. Татьяна Шерифова это объясняет тем, что покупатели берут то, что активно рекламируют — шоколад и конфеты иностранных брендов. На состав не смотрят. Возникает закономерный вопрос: может, нашим производителям активней продвигать свою продукцию?

Изучаем ассортимент магазина более внимательно. На одних товарах информация заклеена стикером, на других отсутствует. Наталья Василевская изучает тональный крем «Шанель» стоимостью 120 тысяч руб­лей. На упаковке отсутствует информация на русском языке, о сроке годности. Просроченными оказываются тени для бровей, подводка для глаз, блеск для губ. Грустно… Через полчаса на прилавке образуется внушительная горка товаров, снятых с реализации.

Доходит очередь до продуктов питания — снимаем с продажи конфеты, шоколад с истекшим сроком годности. Продавец оправдывается: бывает, недоглядели.

— Продавец должен снять товар с витрины и сообщить об этом начальству, — отмечает Наталья Валерьяновна. — На всех ценниках должны быть название товара, информация о содержании ГМО, страна происхождения, а на обратной стороне ценника — подпись продавца и дата оформления ценника.

Прочую информацию продавец может указывать по своему усмотрению. Например, пищевую ценность продукта, его состав и многое другое. Ничего этого и в помине нет.

Обычно магазину дается определенное время на устранения недостатков, потом проводится контрольная проверка. Если нарушения будут устранены, то магазин продолжает свою деятельность, в противном случае прекращает.

— Как правило, магазины исправляют нарушения до конца срока, — отмечает собеседница. — С начала года мы закрыли всего 2 точки.

Временное закрытие магазина — эффективный метод работы с недобросовестными продавцами. Так как субъект хозяйствования теряет деньги, страдает его репутация. Например, Минторг вынес решение приостановить деятельность магазинов сети MART INN с 16 декабря текущего года на срок до 90 дней. Санкции ввели за систематическое нарушение порядка расчетов с поставщиками молока, мяса, хлебопродуктов и других товаров, реализацию продукции с истекшим сроком годности, несоблюдение ассортиментных перечней. Представляете, какие убытки понесет магазин, не работая такой длительный срок?

Но вернемся к магазинам, которые расположены в подземных пешеходных переходах. Нужны ли они городу? Можно ли говорить о том, что в них больше нарушений, нежели в гипермаркетах? Эти вопросы адресуем Наталье Василевской.

— Безусловно, такие торговые точки нужны минчанам, — уверена собеседница. — Для многих удобно, вынырнув из метро и заскочив в такой павильон, купить кофе или плитку шоколада. На магазины в переходах жалоб немного, гораздо больше нареканий на маленькие торговые точки, расположенные в спальных районах города.

В числе нарушений, выявленных при проверке магазина, были и такие: в книге учета проверок отсутствовали сведения о лице, ответственном за ведение этого документа, на стенде «Уголок потребителя» не было информации, где хранится Книга замечаний и предложений. Кроме того, павильон осуществлял торговлю просроченным товаром, на ценниках отсутствовала информация о производителе.