Ведущий программы «Контуры» Илья Колосов рассказал, почему до сих пор не может снять розовые очки, ходит на работу пешком, а также подвел итоги уходящего года
— Илья, у меня сложилось впечатление, что вы, еще работая в Берлине, будто предчувствовали ситуацию с беженцами. Как-то уж слишком вовремя в Минск переехали…
— У меня осталось в Берлине много знакомых. Уверяю, их глазами эта проблема не выглядит столь серьезной. Ну да, приезжают туда «гости». Но в немецкой столице и прежде было полно тех же турецких граждан, они адаптируются к жизни, хоть и не растворяются в местном обществе. Правда, только за этот год в Германию приехали уже миллион человек. Миллион! Местное правительство полагает, что это расширит внутренний рынок: даже с учетом изначальных затрат, это миллион людей, которые будут производить и потреблять. В новостях вижу, как местные их приветствуют: мол, надо помогать. Все так. Но нужно понимать, что гуманитарная адаптация без конфликтов не обойдется. Вообще, все это произошло без моего ведома (улыбается). Я провел в Берлине всего год.
— Какой вам сегодня видится Европа?
— Не поверите, у меня почти нет времени смотреть в сторону Европы. В Минске я девять месяцев, однако все еще не нагляделся на Беларусь. Казалось бы, период розовых очков должен был пройти, но… Вот мы с вами сидим в кафе Белкоопсоюза. Цены… хотел сказать смешные, но они — правильные, разумные. Людей немного, играет музыка, я смотрю в окно на один из главных проспектов Минска. Светлые дома, широкие тротуары, через дорогу красивая наряженная елка… Смотрю на всё это и получаю истинное удовольствие! Правда, не лукавлю. Каждое воскресное утро, когда программа уже практически написана, у меня есть свободный час перед работой — и мы всей семьей приходим сюда, берем кофе и пирожные. И радуемся, глядя на этот город.
— В анекдотах говорят, что не стоит путать туризм с эмиграцией…
— Человек привыкает к хорошему быстро. Помню, как первые пять месяцев я выходил из спортзала, останавливался и делал глубокий вдох. В Минске чистый воздух. А теперь уже не каждый раз останавливаюсь. Я привык к хорошему воздуху!.. А надо себя долбить по голове: слушай, этого же нет во многих городах, а в Минске есть! Цени!
— А пешком добираетесь всегда?
— Если нет сильного дождя, то не отказываю себе в таком удовольствии. Честно говоря, я и квартиру выбирал, чтобы было 2-3 километра от работы.
— Раз уж вспомнили про работу… Все ли чиновники соглашаются на беседу с вами?
— Прямых отказов нет, хотя вот с министром по налогам и сборам пока не удается встретиться, несмотря на то что поводов было много. Пообещал, что увидимся 10 января… Но чаще происходит по-другому. В «Контурах», к слову, за эти месяцы побывали и премьер-министр, и председатель Палаты представителей, практически все вице-премьеры, да и многие другие руководители. И все готовы к диалогу. Так что мои розовые очки и тут снять не удается.
— Работа для вас не превратилась в рутину? Ведь одно дело — создавать новую программу «Контуры» и совсем другое — ее продолжать?
— Тот, кто учил меня журналистике, говорил, что наша работа — это режим привязанного за ножку жука. Нарезаешь круги — с четверга по вторник. Уже 33 программы позади, 33 эфирных часа, представляете! А мне до сих пор есть что сказать. Могу сам дыру закрыть, если по каким-то причинам сюжет слетает. Все пытаюсь уговорить журналистов делать их поменьше, но ребята привыкли
ваять полотна по 6-8 минут. Даже для аналитической программы этого многовато. Коллеги по-хорошему избалованы. Но с другой стороны, это значит, что и им есть что сказать. Нужно же понимать, что «Контуры» — вовсе не мой бенефис. Я всего лишь связующий элемент.
— И все же: Беларусь — страна спокойная, здесь мало что происходит для аналитики. Особенно оглядываясь на российскую действительность, российские телеканалы…
— Вам стоит хотя бы полгода поработать на одном из федеральных каналов в России, чтобы понять, что там все гораздо скучнее. Просто фриков на зарплате много. Они очень громко говорят всякую чепуху, а у людей складывается ощущение, будто существует множество точек зрения. А в Беларуси клоунов нет, люди делом заняты! Ну правда! Когда я стал узнавать местных министров и вице-премьеров, я не мог скрыть удивления. Вот министр сельского хозяйства Леонид Заяц. Леонид Константинович, может быть, не лучший в стране оратор, но как же он владеет своим вопросом! Человек-компьютер! Цифры, планы, проекты — у него всё в голове, он точно знает, что делает. Скажите, где ему найти время на болтовню? То же самое Михаил Иванович Русый, Владимир Ильич Семашко. Ну и Андрей Владимирович Кобяков, конечно. Повторяю, я в восторге от людей, которые так искусно владеют своим ремеслом. То же самое парламентарии. Довелось побывать на процедуре утверждения главы правительства, послушать вопросы, которые задают. Депутаты прекрасно разбираются в проблемах, просто столь подробное, детальное обсуждение не подходит для телеэкрана. Вот и я эту разбежку во мнениях тоже не давал в «Контурах», каюсь.
— То есть вам, Илья, вполне хватает событий для политического анализа…
— Абсолютно! Любое выступление Президента, человека, который определяет политику в Беларуси, является для меня непаханым полем работы. Напутствие новому кадровому составу помните? Впереди трудный год, будет много работы. И не спешите, мол, улучшать жилищные условия… за госсчет. А то потом неловко получится… Что-то я не слышал, чтобы президент соседнего государства так говорил.
— Перейдем к итогам года. Для вас, наверное, есть такое понятие, как личный итог года, касающийся работы и семьи. А если анализировать события в стране, какие итоги можете подвести?
— В программе мы уже подвели итоги. Многое, признаюсь, не влезло. Группировали по темам — политика, экономика, социалка, спорт, культура… При этом я бы мог сделать как минимум две программы только по внешнеэкономической деятельности Беларуси. Проделана колоссальная работа, каждый месяц у Президента проходили 2-3 встречи с лидерами государств, причем никакого политического туризма. Задача — расширить рынки сбыта, снять зависимость от тех, которые циклически проседают. И Беларусь в минувшем году эту свою многовекторность подтвердила. В культуре главный итог — Нобелевская премия Светланы Алексиевич. Давно русскоязычные авторы ее не получали! По признанию разных людей, это тот редкий случай, когда автора читали еще до того, как она стала лауреатом. Спорт — это БАТЭ, в десятый раз подряд чемпион Беларуси!
— Хочу уточнить: вы подсели на эту команду, уже работая в Беларуси?
— Еще будучи в России. В свое время в Лиге чемпионов они взяли 6 очков в группе. Да и в этом сезоне 5 очков. Приятно же: порядок бьет класс! Как же за ребят не порадоваться!..
— Как собираетесь отмечать Новый год?
— Я с удивлением обнаружил, что в Беларуси Новый год — это не две недели отдыха (смеется). У меня эфир и 3 января, и 10-го. Так что буду работать… И на Новый год останусь в Минске. Знаете, жена сначала переживала, что мы мало в Берлине побыли. Там здорово на Рождество — праздник, глинтвейн, сосиски… А тут вышла ко Дворцу спорта — все то же самое. Она рада: здесь все есть, все хорошо. Европейский город.