Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Дело хозяйское

03-02-01-06Минчане, как и жители других городов Беларуси, больше не будут платить за благоустройство и уборку двора, ремонт и замену игрового оборудования на детских площадках, восстановление усовершенствованного покрытия проездов и проходов. Эти обязательства взяло на себя государство. Что еще изменилось в сфере ЖКХ в связи с Указом Президента № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», рассказал генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ) Виталий Смирнов

03-02-01-06— Виталий Алексеевич, какие новшества ждут рядовых потребителей ЖКУ в связи с Указом? И главный воп­рос, волнующий большинство: не потяжелеет ли жировка на фоне перемен?

— В первую очередь отмечу: Указ создает массу дополнительных стимулов для жителей многоквартирных домов экономить энергоресурсы, беречь общее имущество, следить за порядком не только в квартире, но и в подъезде. Кроме того, стали предельно прозрачными такие определения, как «техническое обслуживание жилого дома» и «пользование лифтом». Уже в извещении за январь позиции будут разложены по полочкам. И эти изменения не повлекут за собой роста тарифов: итоговые цифры в квитанциях изменятся несущественно. Главное — четкое распределение ответственности между жителями многоэтажек, организациями ЖКХ и государством, которое, и это важно, взяло на себя затраты, связанные с благоустройством и содержанием придомовых территорий. Что касается техобслуживания, из него выведены две самостоятельные услуги. Первая и основная ЖКУ — освещение мест общего пользования и вспомогательных помещений. Вторая дополнительная — уборка мест общего пользования в подъездах жилых домов. За обе жители многоэтажек будут платить по полной стоимости. Но если за первую — в обязательном порядке, то за вторую — только если пожелают заключить договор на ее оказание. Само техобслуживание останется основной ЖКУ и отдельной строкой в извещении, но включит в себя только поддержание в исправном состоянии конструктивных элементов здания, инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы (за исключением лифтов), подготовку жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Это виды работ, которые жильцы не могут выполнить самостоятельно, влияющие на техническое состояние дома.

— То есть техобслуживание, освещение мест общего пользования и вспомогательных помещений, пользование лифтом остаются среди основных ЖКУ, а уборка подъезда стала дополнительной услугой и будет оказываться только по желанию жильцов. Как все будет выглядеть на прак­тике? С той же уборкой, например. Если нет желания — не будет и чистоты?

— Рассмотрим по порядку. С техобслуживанием, в принципе, понятно. Мы выполняем заявленные обязательства, потребители оплачивают работы. Что касается освещения на лестничных клетках и в подвалах жилых домов, у минчан нет повода ждать неподъемных счетов за электроэнергию. Достаточно организовать собрание жильцов и коллективно принять решение об установке в подъезде энергосберегающего оборудования — акустических датчиков, светодиодных ламп, чтобы существенно экономить электричество и личный бюджет. Как раз для повышения такой коллективной ответственности и неравнодушия внесены изменения в порядок оказания и оплаты ЖКУ. Согласитесь, до сих пор многие даже внимания не обращали на то, что у них на лестничной клетке круг­лосуточно горит свет. Теперь же горожане будут заинтересованы в том, чтобы не расходовать понапрасну электроэнергию. И наиболее сознательные жильцы сделают замечание нерадивым соседям, которые, уверен, также со временем изменят свое отношение к происходящему за порогом квартиры.

— Кто и за чей счет установит энергосберегающее оборудование для освещения подъезда?

— Достаточно обратиться в свою ЖЭС с соответствующим заявлением, и услугу окажут в полном объеме, а ее стоимость включат в квитанции на оплату ЖКУ. То есть, замена будет производиться за счет жильцов. Но это только в случае установки более совершенного электрооборудования, нежели предыдущее: тех же светодиодных ламп вместо ламп накаливания, например. А если оно меняется на аналогичное ввиду поломки старого, то эту услугу по-прежнему окажут в рамках технического обслуживания, без дополнительной оплаты.

— Как же будет вестись учет потреб­ляемого всем подъездом электричества?

— Мы подготовились заранее: весь жилфонд столицы оснащен приборами подомового учета электроэнергии. При этом в многоподъездных домах установлено по несколько счетчиков, чтобы нагрузка на них была равномерной, а данные — более точными.

— Виталий Алексеевич, что изменилось в строке «Пользование лифтом»?

— Если раньше жильцы возмещали всего треть стоимости этой услуги, то теперь будут оплачивать ее полностью. А чтобы было понятно, сколько и почему нужно платить, услуга «Пользование лифтом» в извещении теперь разделена на две графы: «Техническое обслуживание» и «Затраты на электроэнергию, используемую на движение лифта». Оплата предусмотрена по отдельным тарифам, что в целом упорядочит процесс предоставления услуги и расчетов за ее оказание. Так, плату за техобслуживание начислят исходя из жилой площади квартиры, поскольку независимо от числа пользователей лифт должен быть всегда исправным. А за электроэнергию на его движение — в зависимости от количества зарегистрированных жильцов. Ее учет также будет подомовым.

— Удастся ли в таком случае соблюсти справедливость при начислении платы за электричество для лифта? Ведь не все одинаково часто им пользуются. Один дважды в день, другой четырежды минимум, а третий и вовсе ходит по лестнице. Например, с 5-го этажа семья из трех человек утром ушла из дома, вечером вернулась — всего два раза прокатилась. А одиноко проживающий пенсионер с 9-го этажа весь день мотается — в магазин, аптеку, на прогулку. Но заплатит в итоге меньше…

— На самом деле не столько в этом проблема, сколько в реальных фактах того, как дети ради развлечения катаются в лифте с первого на девятый этаж и обратно по полдня. Раньше всем было все равно, а сейчас жители подъезда обратят на это внимание и сделают замечание, потому как такой «аттракцион» недешево обойдется всему подъезду даже при существующих тарифах.

— Еще момент: проблемные лифты, которые частенько выходят из строя. Будет ли учитываться их простой при начислении оплаты за пользование?

— Во-первых, такие случаи в Минске единичны. Если лифт сутки не работает, это уже ЧП. Во-вторых, нет движения — нет потребления электроэнергии, соответственно, нет начисления платы за нее. Все просто.

— И последнее — уборка подъездов. Как жителям дома изъявить желание получать или не получать эту дополнительную услугу? Только ли ЖЭС вправе ее оказывать? Что она может в себе содержать? По какому принципу будем ее оплачивать?

— Эту услугу горожане будут оплачивать отдельно и в полном объеме по единому для всего Минска тарифу, если исполнителем работ будет ЖЭС. Соответственно, потребители смогут влиять на ее качество и стоимость. Оказывать ее может как наша служба, так и сторонняя организация — на усмотрение потребителей. Если что-то не устраивает, для замены обслуживающего предприятия достаточно обратиться в ЖЭС. Есть и альтернативный вариант. Жильцы могут самостоятельно убирать свой подъезд, но не реже, чем предписано Министерством ЖКХ: минимум 4 сухие уборки в месяц и 2 влажные. При этом важно помнить, что беспорядок в подъезде без внимания не останется: cанитарное состояние вспомогательных помещений и мест общего пользования жилых домов контролируют специалисты санэпидемслужбы. Если обнаружат нарушения, жильцы уже независимо от своих пожеланий получат уборку подъезда и счет на оплату оказанной услуги. В целом же изначально ЖЭС будут предлагать потребителям стартовый пакет в виде установленного ранее норматива за умеренную стоимость: 4 сухие и 2 влажные уборки в месяц. Расширить этот пакет можно как угодно за отдельную плату. Это будет решаться в индивидуальном порядке. Главное для жителей Минска — уже начинать проводить собрания, принимать коллективные решения, выбирать старосту подъезда, если его еще нет, чтобы он с актуальными для соседей вопросами обращался в службы ЖКХ.