Легендарные «доски» уходят в историю: танцевальная площадка в парке Челюскинцев ждет реконструкции. Горожанам предложено высказать идеи, как преобразить эту территорию
Что было
В номере «Вечернего Минска» за 29 декабря 1969 года было напечатано фото — компания молодых людей толпится у входа в 2-этажное административное здание. К снимку подпись: «Вечером возле нового танцевального зала в парке Челюскинцев». Выбор подобных заведений в Минске в те годы был скромным, поэтому на успех они были обречены. Открытая танцплощадка, которая появилась в летний период, находилась в двух шагах от этого здания. Она и сейчас есть, но последние года четыре не работает, ждет реконструкции. Клуб же сохранился только на снимке — минувшим летом его снесли.
Официальное название летней танцплощадки — «Встреча», но в памяти города сохранилось другое — «доски». Народная этимология гласит: танцпол был дощатый, посему так и прозвали.
Репутация у этого места неоднозначная. Наверняка есть те, кто познакомился благодаря танцам в парке. Для них это молодость, романтика, ностальгия. Но есть и другие воспоминания, когда не до лирики.
— В 1970-х танцевальная площадка выглядела так: огороженное забором пространство, дощатый пол, освещение — гирлянда из лампочек, компактная эстрада для ансамбля. К окончанию танцев, когда уже смеркалось, начинались разборки. Тогда практически все танцплощадки были неблагонадежными. Вокруг лес, кромешная тьма… Вспомните «корчи» в парке у стадиона «Трактор» (танцевать приходилось в буквальном смысле на корнях старых деревьев — отсюда и название. — Прим. авт.). Более престижными считались танцы в домах культуры, — рассказывает коренной минчанин художник Дмитрий Маслий. — В 1980-х за порядком во время танцев в парках следили дружинники и милиция, да и в целом было спокойнее и безопаснее. В 1990-х драки район на район снова стали обычным делом. Если бы современные хипстеры попали вдруг в те годы на «доски», для них это был бы такой экстрим, который запомнился бы на всю жизнь. Да и времена были жесткие.
Если в 1990-х вечер на «досках» расценивался как поступок из серии «только родителям не говори», то в 2000-х на танцплощадке собиралась совсем другая публика. Место стало популярным среди старшего поколения. Изменился формат проведения вечеров. Танцплощадка вернула себе хорошую репутацию.
В 2011 году «доски» ушли в гламур. Для посетителей вечеров «Для тех, кому за…» была открыта скромная танцевальная площадка в глубине парка. Ее прежнее место занял клуб White Lounge & Club. Говорят, баснословно дорогой. Проработал он всего сезон, но минчане, которые живут недалеко от парка, до сих пор вспоминают то лето, когда музыка гремела всю ночь.
Танцевальная площадка «Встреча» ждет реконструкции. Здесь планируется создать культурно-досуговый центр. Минчане могут оставлять пожелания, каким хотят видеть его, на сайте idea4park.by
Мнения
Юрий Градов, архитектор:
— По-моему, хорошая идея обратиться к горожанам, чтобы они высказали предложения. Но у меня возник вопрос: насколько территория танцплощадки подходит для строительства культурно-досугового центра? Когда после войны восстанавливали проспект, архитекторы мыслили ансамблево. А сейчас время штучного проектирования и штучного мышления. Культурно-досуговый центр, конечно, необходим. Но, на мой взгляд, ему нужно найти более подходящее место.
Мои родители жили неподалеку от парка Челюскинцев, он мне хорошо знаком. Главный герой парка — сам парк. Рядом находится ботанический сад. На мой взгляд, можно образно связать эти две территории, обыграть тему природы. Например, создать мини-зоосад, где были бы мелкие животные, птицы, бабочки. В парке не должно быть массивных сооружений. Лучший вариант — одноэтажные павильоны. Было бы уместно открыть кафе, интерьер которого соответствовал бы общей концепции. Относительно танцплощадки — ее правильнее разместить в глубине парка, на более удаленном расстоянии от жилых домов.
Лидия Вежновец, начальник сектора культурно-массовой и спортивной работы УП «Городские парки Минскзеленстроя»:
— Танцевальная площадка «Встреча» была очень востребована. Человек 500 в среднем приходило, но были дни, когда и 800. Как сказал мне один из посетителей, танцы и для здоровья хороши, и для настроения. Многие ждут, когда восстановят эту площадку. Новая, которая в глубине парка, практически в два раза меньше по площади, звук хуже. Когда дождь, приходится отменять танцы: боимся, чтобы не случилось замыкания. Нужна площадка, которую можно было бы эксплуатировать круглый год. Но речь не про серые стены и стеклопакеты. Она должна быть просторной и комфортной. И в то же время хотелось бы летом проводить здесь мероприятия на свежем воздухе.
Анна Можейко, архитектор:
— Тема реконструкции танцплощадки интересна мне и как горожанину, и как архитектору. Живу у парка Челюскинцев, прогуливаюсь там дважды в день, поэтому реконструкция касается меня непосредственно. Знаю, что в начале прошлого века здесь был Комаровский лес. Даже сейчас это в большей степени благоустроенный лес, нежели типичный городской парк. В этом и заключается ценность территории. Очень важно, чтобы в парк не проник «масштаб города», то есть массивные здания, высотностью больше двух этажей. Если на месте танцплощадки будет построено здание, то оно должно быть максимально интегрировано в природную среду и не привлекать к себе внимание, а наоборот, растворяться в лесном массиве.
Я бы предложила создать универсальную открытую площадку — амфитеатр, где можно было бы показывать фильмы, устраивать моноспектакли, концерты, литературные чтения, танцевать, проводить образовательные лекции. Предпочтительно, чтобы амфитеатр был из дерева или террасной доски.
Обязательно бы выделила зону отдыха со всеми удобствами — гамаками, лежаками, бесплатными точками доступа Wi-Fi, велопарковкой, мобильными павильонами с вкусным кофе и полезной едой.
В летнее время в парке проводятся занятия по йоге, пилатесу. Нередко встречаю группу женщин, занимающихся скандинавской ходьбой, много людей приходит сюда на пробежки. Было бы здорово, если бы на территории танцплощадки появился фитнес-бар с помещениями для переодевания. В зимнее время после тренировок можно было бы отдохнуть, выпить имбирного чаю или какао, а в летнее — лимонада.
Особое внимание уделила бы тому, как обеспечить доступ маломобильным группам населения к культурно-досуговому центру.
Идей много. Так как речь о реконструкции лишь небольшого участка территории парка, хотелось бы видеть там в первую очередь центр культурно-образовательного досуга. Важно, чтобы учитывались интересы горожан разных социальных групп.