Образование Next

С книжкой и мышкой

09-01-01-33 Школьные библиотеки превращаются из привычных книгохранилищ в информационные центры 

09-01-01-33Современная библиотека, которую уже хочется именовать инфотекой, работает в средней школе № 51. Это новостройка, и центр знаний здесь проектировали с нуля — по последнему слову техники.

— Жалею, что не учусь в это время, когда у школьников столько информационных возможнос­тей, — признается заведующая библиотекой Светлана Борденюк. — Отдельные кабинки для выхода в Интернет, медиатека, многофункциональный цветной принтер, система электронных формуляров… Не сравнить с тем, что было в нашем детстве, когда, чтобы подготовить доклад или реферат, приходилось обкладываться книгами, да еще и писать от руки. Техника облегчает жизнь. Вижу: дети сегодня чаще обращаются к Интернету, чем к печатной книге.

— Хорошо это или плохо?

— С одной стороны, это облегчает работу нам, библиотекарям. Обслуживание стало быстрее благодаря электронным формулярам. С другой — не хотелось бы, чтобы ребята потеряли интерес к бумажным изданиям. У нас большое книгохранилище, и уменьшать его не собираемся. По системе «электронная подпись» маркируем штрихкодами всю литературу, даже контурные карты. Это большая работа, но мы ценим все, чем владеет библиотека.

— Понятно: учебники школьники берут в печатном виде. А художественную литературу?

— Примечательно, среди ребят есть любители именно бумажной книги, которую можно, так сказать, подержать в руках. Даже просятся в книгохранилище — хотят побыть у полок с традиционными изданиями, почувствовать их запах. Детям нравятся красочные энцик­лопедии, например о Древнем Египте. Старшеклассницы зачитываются произведениями из собрания сочинений русских поэтов. Но, если нужно провести какой-то анализ, подготовиться к выступлению на уроке или воспользоваться словарем, выбирают Интернет.

09-01-02-33— Кабинок только 4. Хватает на всех?

— Ученик может выйти в Интернет и с личного телефона, планшета, в конце концов, с домашнего компьютера. Поэтому очередей у нас нет. Дети приходят на больших переменах, в шестой школьный день или после занятий — биб­лиотека работает до 17.00. Иногда и просто отдохнуть — почитать новостные порталы. Мы контролируем доступ к информации — социальные сети, например, заблокированы.

— Предлагаете ли детям печатную книгу вместо Интернета?

— Ученикам младших классов рекомендовано работать только с бумажными изданиями. В остальном школьники сами решают, как им удобнее. Есть возможность пользоваться не только электронными книгами, но и про­сматривать видеопособия, учебные фильмы. Медиатека постоянно пополняется. В школе настроена внутренняя сеть, можем мгновенно передать нужный видеофайл учителю. К сожалению, большую часть электронного контента ищем в Интернете сами. Ресурсного центра, который снабжал бы библиотеки информацией в цифровом виде, пока нет.

— Как освоить всю эту технику, скажем, библиотекарю старой закалки?

— У меня на переобучение ушло всего 3 дня — прошла курсы при Минском городском институте развития образования. Ничего сложного нет, думаю, даже для пожилого специалиста. Да и ежедневная прак­тика… Считаю, мне повезло здесь работать. Хотелось бы, чтобы больше библиотек в минских школах со временем превращались в информационные центры.


А как у них

Во многих зарубежных странах школьные биб­лиотеки работают до 9 часов вечера. Детей обслуживают главный библиотекарь и два ассистента. Кроме печатных книг, газет и журналов имеется большой фонд цифровой литературы — от учебных пособий до детективов и фантастики, которые дети могут скачать на свои электронные устройства или читать прямо в зале, оборудованном компьютерами и переносными ноутбуками. Для отдыха учащихся — большая коллекция музыки на DVD, аудиокниги. Ученики могут обмениваться нужными файлами через внутришкольную сеть. Биб­лиотеки оформляют подписку на электронные периодические издания, а учебным контентом их снабжают специальные Центры библио­течного сервиса.

09-01-03-33Фокус зрения

98 процентов учащихся используют возможности Интернета в образовательном процессе, причем больше половины школьников обращаются к Всемирной паутине ежедневно. По информации Респуб­ликанского научно-практического центра гигиены, чрезмерное увлечение детей электронными устройствами может привести к напряжению и болям в позвоночнике, руках, нарушениям нервной системы, развитию близорукости. Длительное использование электронных книг (ридеров) также может негативно сказаться на зрении. В связи с этим для детей установлены нормы непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда на дисплее: для учащихся 1-го класса — 7 минут, 2-4-го — 10 минут, 5-7-го — 15 минут, 8-11-го — 20 минут.

Доминик Прищеп, ученик 9-го класса:

— Интернет-кабинкой в биб­лиотеке пользуюсь часто — сейчас, например, готовлю презентацию о белорусском поэ­те Кондрате Крапиве. Работать удобно прямо в школе, а не дома вечерами за компьютером. Мне есть с чем сравнить: в моей прежней школе библиотека большая, но в ней не было никакой современной техники, только стеллажи с книгами. Причем такие перегруженные, что, казалось, готовы вот-вот упасть.

09-01-04-33Михаил Соколовский, ученик 9-го класса:

— В библиотеке школы, где я учился раньше, стоял всего один компьютер. И тот у самого библио­текаря. Здесь же быстро нахожу всю информацию по учебе. Хотелось бы больше мультимедийных пособий, скажем, по биологии. Видеоуроки — это интересно, часто их используем, например, на занятиях по анг­лийскому языку.

Татьяна Хоружая, заместитель начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома:

— В будущем все школьные библиотеки столицы планируется преобразовать в центры информационных ресурсов, оборудовать современной техникой. В течение 2 лет оснастим школьные библиотеки принтерами и сканерами штрихкодов, считывателями Mifare Plus, программным обеспечением «Библиограф». В учреждениях образования города уже установлены 487 персональных компьютеров, 225 принтеров, 194 сканера. Всего имеется более 12 тысяч учебников и учебных пособий в цифровом формате.

Ученики смогут пользоваться электронной картой — читательским билетом, она же будет выполнять функцию формуляра. Благодаря такой новинке библиотекарям станет проще вести статистику: какой класс читает меньше или больше, что именно. Электронная карта-билет используется пока в четырех учреждениях образования города: в гимназиях № 1, 16, 40 и средней школе № 51.