Летопись газификации Минска как в зеркале отражена в биографии трех поколений семьи Петрик
— Династия началась с моего отца, Леонида Давыдовича, — рассказывает главный инженер УП «Мингаз» Игорь Петрик. — В его трудовой книжке только одна запись о приеме на работу. Предприятие не раз переименовывалось, менялись должности, но отец до выхода на пенсию здесь работал.
Поколение 1
Вряд ли глава династии Леонид Давыдович выбрал специальность слесаря-сантехника, как говорят, по призванию. Не до этого было. Его отец в Великую Отечественную ушел на фронт и пропал без вести. На руках у матери, Стефаниды Степановны, остались три дочери и Леня, младший. Жилось тяжело, поэтому каждый из детей, едва встав на ноги, начинал сам зарабатывать на хлеб. Леонид окончил техническое училище и в 1958 году был зачислен в Управление начальника работ-81 спецтреста № 17 «Сантехмонтаж» слесарем-сантехником. Как раз в то время началось строительство газопровода Дашава — Минск — Вильнюс — Рига. В 1959 году Леонида перевели в трест № 24 «Газстрой». Там он переквалифицировался в электросварщика и тоже принял участие в строительстве. Затем в феврале 1960 года — еще один перевод. На сей раз в Минский трест по газификации природным газом «Мингаз».
— Первыми голубое топливо для бытовых нужд получили жители домов № 109, 111 и 113 по Могилевскому шоссе (сейчас Партизанский проспект), — продолжает Игорь Леонидович. — Отец стал слесарем аварийной службы. Он и его коллеги ежедневно — дело-то для Минска было новым — обходили жилые дома, контролировали работу газопровода и следили за исправностью внутридомового оборудования.
Руководство треста заметило добросовестность и профессионализм молодого рабочего. Со временем он занял должность инженера участка по профилактике и обслуживанию в конторе газовых сетей «Мингаза». Заочно получил высшее образование по специальности «инженер-строитель» на факультете теплогазоснабжения и вентиляции Белорусского политехнического института. Карьера пошла в рост. Завершающей ее ступенькой стала должность начальника управления газовых сетей ГМПГХ «Мингаз». На пенсию Леонид Давыдович вышел в 1997 году. А в 2005-м его не стало.
— Папа во всем служил для меня примером, — подчеркивает собеседник. — В работе был принципиальным и даже жестким, однако умел и по душам с людьми поговорить, и на трудовой энтузиазм настроить. А производство оказалось очень сложным. Это, в частности, врезка и переукладка газопровода в связи со строительством трамвайных линий, метро. Работа небезопасная. Отец ее планировал, организовывал, руководил ею. И отвечал за жизнь людей. Сам тоже был трудягой. Даже в деревне в гостях у тещи и тестя ни минуты не сидел сложа руки. Хватал лопату и шел в огород, пилил и колол дрова, подправлял забор, строил, мастерил что-то. Любил детей. Учил меня честности, справедливости, прилежанию в любом деле. Уже десять лет прошло после его смерти, а моя мама, Тамара Михайловна, вспоминает о нем, как о живом.
Поколение 2
То, что Игорь Леонидович пошел по стопам отца и стал работать в одной с ним организации, получилось как-то само собой. Глава семьи все время говорил, что свой жизненный путь каждый должен выбирать сам, и предоставил сыну полную свободу.
— Я окончил Минский машиностроительный техникум по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» и ушел в армию, — говорит Игорь Петрик. — Отслужив, пришел на прием к директору ПО «Мингаз» и попросился на работу. Тот посмотрел мой диплом и сказал: «Ну что ж, раз ты технарь, освоить нашу специфику будет нетрудно». И зачислил меня мастером цеха газорегуляторных пунктов (ГРП). Обслуживать пришлось весь Минский район. Отец о моем решении до поры до времени и не знал. Удивился. Сказал: «Ну хочешь — работай».
— Как осваивалось новое направление?
— Я знал конструкцию двигателя, однако этого было мало. Стал штудировать теорию. А потом прощупал своими руками буквально каждый из регуляторов. Они предназначены для снижения давления со среднего или высокого до того уровня, с каким газ должен поступать населению. Разобрал, а потом собрал каждую единицу оборудования. Запустил в работу. И только тогда понял: что-то могу. Правда, не без помощи специалистов. Взял меня под опеку и обучал начальник участка ГРП Егор Евсеевич Цедлин.
По Минску и району тогда насчитывалось 240 таких пунктов. Игорь Петрик со своей бригадой обслуживал 90 из них. Каждый согласно графику.
— Выписывался наряд, мы выезжали и выполняли работу, — поясняет главный инженер. — В пункте проводили те или иные виды технического обслуживания. К примеру, раз в год полностью перебирали регуляторы и меняли мембраны.
— А чем грозила неисправность?
— Для потребителей — отключением газа. Допустим, что-то попало под клапан регулятора или порвалась мембрана. Сразу срабатывают предохранительно-запорные клапаны и отключают населению газ. А представляете, если ГРП обслуживает 100 жилых домов? Надо зайти в каждый, отключить кран, устранить неполадки, включить. Потом пройти по квартирам и пустить газ в каждую плиту.
Тем временем газификация Минска и района продолжалась. В 1985 году Игорю Леонидовичу с его бригадой довелось запускать природный газ в поселке Колодищи. Сначала там проложили газопровод, после его сдачи газовики настраивали ГРП в рабочий режим и проводили голубое топливо в дома. В Минске бригада газифицировала многоэтажки на улице Рафиева.
Не обошлось в жизни Игоря Петрика и без экстрима. В 1992 году его перевели мастером в службу аварийно-восстановительных работ — туда, где одно время работал отец. Выезжали на звонки по номеру 104. Частенько службу вызывали при загазовывании квартир или подъездов. Чтобы определить, откуда идет запах газа, специалисты через замочную скважину обследовали приборами запертые квартиры. Потом отключали газоснабжение по стояку либо во всем подъезде до ликвидации аварийной ситуации. Иногда случались порывы газопровода из-за неправильного ведения строительных работ.
— Порой за помощью и советом приходилось обращаться к отцу, — признается собеседник. — У него в голове была карта. Он помнил, где и как лежат трубы. Можно было даже спросить о месте расположения задвижки, и он вспоминал, где конкретно. Это намного сокращало время работ.
В 2008 году Игоря Петрика назначили главным инженером УП «Мингаз». Сейчас у него в подчинении около 1.000 человек. А в трудовой книжке, как и у отца, всего одна запись о приеме на работу.
Поколение 3
Третьим представителем династии газовиков стала дочь Игоря Леонидовича Екатерина. В своем выборе она тоже была свободна. Однако о том, куда пойти учиться, решила все же посоветоваться с родителями. Юристов и экономистов в стране много, а на технарей всегда есть спрос. Посидели, подумали: почему бы не выбрать газовую отрасль? Да и с физикой и математикой в школе у девушки все шло гладко. Катя поступила в БНТУ и окончила вуз по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция».
— Практику проходила в УП «Мингаз», — говорит Екатерина. — Работала приемщиком заказов на участке службы эксплуатации внутридомового газового оборудования. Присмотрелась — вроде все понравилось. Получила диплом и пришла на предприятие инженером-проектантом. Занималась проектированием газовых вводов и внутридомовых систем газоснабжения в небольших жилых домах.
А потом младшей в династии Петрик захотелось чего-то более масштабного и серьезного. Перешла в РУП «Белгипрогаз». Сейчас проектирует газификацию населенных пунктов и предприятий.