Аншлаг в Драматическом театре Белорусской армии: тридцатилетие творческой деятельности Игоря Фильченкова
Сегодня он не просто актер, но и режиссер, к тому же главный, всеми уважаемый и очень многими любимый. Для молодых артистов Фильченков — авторитетный наставник, для соратников — надежный партнер. «Если бы пришлось, я пошел бы с Игорем в разведку», — признается бывший художественный руководитель армейского театра драматург Алексей Дударев. «Фильченков — моя правая рука, надежный помощник и очень разносторонний, творческий человек», — поддерживает однофамильца теперешний худрук Марина Дударева.
Игорь Фильченков, безусловно, звезда, но какая-то нетипичная. На сцене он ярок и многогранен, а в жизни скромен, без тени апломба. Правда, как и положено по должности, неуловим с утра до позднего вечера. Обитатели театра занимают несколько этажей — от малой сцены и гримерок до буфета и кабинетов администрации. И где находится главный режиссер, доподлинно известно, лишь пока идет спектакль, в котором он играет. В остальное время он может оказаться где угодно. Дозвониться не вышло. «И зачем человеку мобильный телефон?» — удивляются сотрудники. Чтобы побеседовать с виновником торжества, нам пришлось его «брать живьем».
— Я буду говорить быстро, потому что у меня еще… — Игорь Алексеевич затрудняется перечислить все важнейшие дела. — Как я шел в профессию? Долго, мечтал о ней с детства. Помню, приехал к родственникам в деревню, и едем мы с моим дядей Витей на телеге, сено коровам везем. А он вдруг меня и спрашивает: «Ну, Iгарок, кiм ты хочаш быць, калi вырасцеш?» Я говорю: «Клоуном хочу быть». Он очень долго смеялся…
Клоуном Фильченков не стал — пошел, как отец советовал, в техникум. Машиностроительный. На специальность «технолог двигателей внутреннего сгорания». Почему туда?
— Батя мой был убедителен: «Вот Леонид Ильич Брежнев окончил техникум — кем стал? А Юрий Гагарин окончил техникум — кем стал?» Я понял тогда, где кроется секрет успеха, — шутит собеседник, и ведь сам-то он тоже стал нерядовым актером театра и кино. — А кто меня окончательно сбил с намеченного пути, так это наша учительница по русскому языку и литературе. Мы в техникуме за год проходили школьную программу 9-го и 10-го классов, очень сжато, но мне нравилось. Как-то на поэтическом вечере прочитал стихи Сергея Есенина «Собаке Качалова»: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» Потом учительница меня в сторонку отзывает и говорит: «Я думаю, вам, Игорь, стоит в театральный институт поступать». Приятно было, конечно. Я-то всегда в художественной самодеятельности участвовал и в армии запевалой был, и потом, когда, вернувшись с Дальнего Востока, попал по распределению на Минский моторный завод, вечерами ездил на камвольный комбинат, играл там в народном театре. У меня были роли в спектаклях Вампилова, в пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь»… Узнав о моем намерении поступать в театральный институт, руководитель театра сказал: «Понимаешь, это дело хорошее, если получается. А если вдруг не получается, многие быстро ломаются и уходят из профессии». Но я рискнул…
В 1984-м Игорь Фильченков стал студентом Белорусского государственного театрально-художественного института. Актерскому мастерству учился у Александра Бутакова, сценречи — у Ильи Кургана. Несколько лет студенчества пролетели незаметно, и вот уже 1988 год. Дипломированного артиста распределяют в Белорусский государственный молодежный театр, к Борису Луценко. Это были прекрасные времена! Со сцены звучали слова Шекспира, Островского, Шоу, Мольера, Булгакова, Сартра и даже Сальвадора Дали.
— В молодежном театре я играл лирических героев: Ромео, Фигаро, Кочкарева из гоголевской «Женитьбы», — вспоминает актер. — Когда в 2004 году пришел в Драматический театр Белорусской армии, столкнулся с другой тематикой, здесь появилась возможность разнообразить амплуа. И это здорово, потому что в плане типажей и характеров я всеядный. Капитан Леонович в «Воробьиной ночи», капитан Михасев в «Не покидай меня», комкор в «Ты помнишь, Алеша…», старшина Дугин в «Рядовых»… Мне нравятся эти люди — неординарные, мужественные, военные.
С сентября 2013 года Игорь Алексеевич — главный режиссер армейского драмтеатра. Ставить спектакли он не учился и сценическую науку постигает изнутри. Может быть, поэтому молодежь труппы острее переживает его «не верю!», чем любого другого специалиста с дипломом по профилю.
— Конечно, приходится нелегко. Актер ведь знает, как нужно сыграть — самому и во взаимодействии с партнерами по сцене, а режиссер должен видеть все в комплексе, включая свет, музыку, декорации, костюмы… Это очень большой труд. Режиссеру надо все держать в голове, а я недостаточно прагматичен, иногда витаю в облаках. Спасибо Марине Викторовне Дударевой — очень помогает.
А кто же такой Игорь Фильченков, когда выходит из здания театра? Нормальный человек, со своими переживаниями, проблемами и радостями. Публику он не эпатирует — популярности хватает и без этого, в депрессию не впадает — некогда, во все тяжкие не бросается — полностью реализуется в творчестве. Увлекся живописью, пишет маслом, просто так, для себя. Получается довольно необычно и экспрессивно. Ну а если совсем устал, может прокатиться на велосипеде, съездить на рыбалку или пикник с хорошей компанией.
Кстати, вот и компания! Кто-то, вооружившись букетами красных роз — любимых цветов юбиляра, занимает места в зале, кто-то поправляет грим за кулисами и повторяет текст поздравления. Сам он, заметно волнуясь, еще раз пробегает глазами программу творческого вечера. Через минуту кто-то в черном снимет маску, поправит очки и заговорит со зрителями приятным, теплым баритоном. И споет под гитару, глубоко и проникновенно. И расскажет знакомым и незнакомым свою театральную историю, которой всего лишь тридцать лет:
— Я ни на секунду не пожалел, что выбрал эту профессию. Каждое утро с радостью еду на работу. Я счастливый человек, потому что люблю свою профессию. Не зря я к ней столько шел!