Не слабый пол

Своя среди своих

16-01-01-67Единственная женщина в бригаде дорожных рабочих рассказала о трудностях мужской профессии и о том, почему чувствует себя комфортно среди представителей сильного пола

16-01-01-67По воле случая

К тяжелому труду Тамаре Михневич не привыкать. Родом она из Осиповичского района. Все детство провела в деревне, умеет и корову доить, и траву косить, и дрова колоть. В строительной сфере работать никогда не планировала — вмешался случай.

— Окончила в начале 1980-х восьмилетку, в девятый класс нужно было ходить за 12 километров в соседнее село, — рассказывает Тамара Адамовна. — Учеников тогда в школу автобусы не подвозили, приходилось добираться своим ходом. Так что сразу возник вопрос, смогу ли учиться дальше. В доме напротив жила мастер строи­тельного училища. Она и саги­тировала перебраться в Минск. Конечно, решиться в 15 лет по­ехать одной в большой город было непросто. Смелости прибавило то, что покорять столицу отправилась вместе с одноклассницей.

Впрочем, эта дорога оказалась не самой длинной. Спустя несколько лет молодому специалисту Михневич и вовсе довелось побывать за тысячи километров от родины. После того как Тамара Адамовна отработала несколько лет маляром-штукатуром в «МАПИД»,

куда попала по распределению после окончания училища, ее отправили в 1984 году на курсы бригадиров. Там и предложили по­ехать в Комсомольск-на-Амуре.

— Трудились здесь люди со всего Советского Союза, — вспоминает собеседница. — Делали то, что и у себя на родине, — строили дома. Но для 20-летних девчонок работа на Дальнем Востоке была наполнена особой романтикой.

Крепче за баранку…

Когда вернулась домой, решила со стройки уволиться — захотелось попробовать себя в другой сфере. Окончила курсы водителей троллейбусов. За рулем провела  более 10 лет.

— Конечно, поначалу приходилось нелегко, — признается Тамара Адамовна. — Если первая смена, то подъем в 3-4 часа утра, выходишь во вторую — домой возвращаешься не раньше двух ночи. К такому графику не сразу привыкаешь. Хотелось спать, уставала. Когда появилась семья, хлопот по дому прибавилось. Нужно было умудряться как-то все успевать. Муж тоже работал водителем. После рождения детей старались выходить в рейс в разные смены: я утром, он после обеда, или наоборот, чтобы было кому отводить девчонок в детский садик и забирать их.

С супругом Тамара познакомилась благодаря профессии. Ездили по одному и тому же маршруту: только она — на троллейбусе № 3, а он — на автобусе № 61. Несколько раз пересекались в пути, приглянулись друг другу, стали встречаться, а через год поженились.

Трудные дороги

Правда, расстаться со строи­тельной сферой так и не получилось. 14 лет назад Михневич вернулась в «МАПИД». Сначала устроилась дорожным рабочим в СУ-256. В 2009 году прошла переподготовку по специальности «монтажник дорожных трубопроводов». В бригаде она единственная женщина. Неудивительно, что Тамара Адамовна не раз становилась объектом внимания прохожих, которые удивлялись, увидев ее в спецодежде в компании коллег-мужчин. Собеседница не скрывает: труд ее легким не назовешь.

— Работаем круглый год на улице в любую погоду: зимой — мороз и снег, весной и осенью — грязь и дождь, летом — жара и солнце. К некомфортным условиям привыкла, воспринимаю их как данность. Наиболее благоприятный для меня период — лето. Когда другие плавятся от жары, я, наоборот, греюсь. Наверное, мне нужно было жить на юге, — улыбается женщина.

Дорожные рабочие занимаются установкой бордюрного камня, укладкой тротуарной плитки, готовят дорогу под асфальт — ровняют песок и щебень. Монтажники трубопроводов имеют дело со всеми дорожными коммуникация­ми. Сложнее всего приходится в старых районах, где необходимо менять все трубы и сети. Учитывая специфику работы, связанную с подъемом грузов, коллеги таскать тяжести Тамаре не разрешают — оберегают свою единственную женщину.

С женской придирчивостью

Фотография Михневич не раз появлялась на Доске почета «МАПИД». Тем не менее Тамара Адамовна — очень скромный человек, рассказывать о себе стесняется.

— Если честно, по натуре я одиночка, избегаю больших компаний и массовых мероприятий, — поясняет она. — Не понимаю, как женщины часами разговаривают по телефону. С трудом представляю себя, к примеру, продавцом, который вынужден постоянно общаться с большим количеством людей. Наверное, поэтому и в мужском немногословном коллективе чувствую себя комфортно. Общие темы для разговоров тоже находятся. Представители сильного пола любят рассказывать о своих детях, так что есть чем поделиться друг с другом.

Ее бригада трудится по всему городу — перечень объектов солидный. Оказываясь в том или ином микрорайоне столицы, Тамара Адамовна всегда придирчиво присматривается к тем местам, где приходилось работать.

— Радуюсь, если все в порядке, — говорит она. — Приятно, что благодаря нашему труду город выглядит красивее и уютнее.

Дорожные рабочие занимаются установкой бордюрного камня, укладкой тротуарной плитки, готовят дорогу под асфальт — ровняют песок и щебень. Монтажники трубопроводов имеют дело со всеми дорожными коммуникациями.