Кинозал

Владимир Бортко: «Снимаю петербургскую историю о любви»

19-02-01-67Недавно режиссеру эпохальных картин «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» Владимиру Бортко исполнилось 70 лет

19-02-01-67К сожалению, накануне юбилея Владимир Владимирович заболел гриппом и от торжеств отказался. Пришлось пообщаться с режиссером по телефону (Владимир Бортко живет в Петербурге) и узнать, над чем он работает сегодня.

— Заканчиваю работу над фильмом по своему сценарию «О любви». Это современная история, причем с петербургским акцентом. Город — полноправный герой фильма. Снимали только в Петербурге. В фильме заняты актеры Анна Чиповская, Дмитрий Певцов, Алексей Чадов.

— Владимир Владимирович, почему вы решили обратиться к теме любви?

— Потому что далек от нее и могу оценивать это чувство на расстоянии. Хорошее кино получается, когда есть взгляд со стороны.

— Неужели в вашей жизни нет любви?

— Да, мне ведь уже 70 лет! Какая-то любовь еще теплится в моей душе, но у молодых людей она выражена более ярко, насыщенно. Моя история «О любви» — о молодых людях.

— Владимир Владимирович, почему ваша лирическая комедия «Блондинка за углом» о любви астрофизика и продавщицы с Андреем Мироновым в главной роли подверглась цензуре и над ней висел дамоклов меч?

— Наверное, потому что в ней был поднят серьезный вопрос: почему одаренный, умный, чистый человек, ученый, вынужден работать грузчиком и отказаться от своих научных исследований?

— А ведь дело было в Советском Союзе…

— Ваш намек понял. Я верил и продолжаю верить в социализм. Если не верить в социализм, всем нам крышка. Человечество себя истребляет с завидным упорством и истребит, если не будет социализма. Вырубили все леса, загадили планету… Думаете, потепление климата — просто так? Что мир катится в пропасть, понимают даже на Диком Западе.

— Есть ли среди ваших фильмов те, которые вы любите особой любовью?

— Нет. Во все фильмы вкладываешь душу, а значит, все дороги.

— Фильму «Бандитский Петербург» исполнилось 20 лет. Насколько изменилась криминальная ситуация в нашей стране?

— Сегодня мы живем совсем в другой стране. 1990-е годы — одна жизнь, 2015-й — иная жизнь. Слава богу, мы переехали в более цивилизованные времена.

— Вы решились экранизировать роман «Мастер и Маргарита», за которым тянется зловещий шлейф. Говорят, что каждого, кто вторгается в это творение, ждет кара. Так, одни теряют талант, другие — родных, третьи — жизнь.

— Да чушь все это — обман и одурачивание людей. Человек рож­дается, живет и умирает, и все… Но весь этот процесс очень интересный. Жизнь настолько любопытная штука, что не нужна никакая мистика. Прислушайтесь к моим словам: никакой мистики в нашем материальном мире быть не может. Наш мир напрочь материальный, и чтобы сделать его человеческим, надо быть человеком.

— Ваша последняя картина «Душа разведчика» по роману разведчика Михаила Любимова. Что вы поняли о разведчиках в процессе этой работы?

— Я познавал эту профессию, пропуская через себя. То есть я себя изучал, окажись на месте шпио­на. Я и кино это снимал, чтобы лучше понять себя, все свои нелицеприятные стороны. Хотя шпио­ном я никогда не был, и не мог бы быть… Но моя профессия актера и режиссера позволяет мне представить себя на месте шпиона.

— Вы снимали свои знаменитые картины «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Афганский излом», когда не было продюсеров. А в наступивший век продюсерского кино степень вмешательства продюсеров в творческий процесс стала сильнее?

— И тогда, и сейчас все решаю сам. Никто не имеет права вмешиваться в мою картину — так было и так будет.