Клуб, названный в честь Петра Качуро, время от времени пополняется новыми голеадорами, но столь же харизматичных, как знаменитый бомбардир, в стране не появлялось давно
Сам же форвард, первым забивший 50 мячей в чемпионатах Беларуси, был классическим «наконечником» атаки в минском «Динамо», саратовском «Соколе», в других командах, в том числе английском «Шеффилд Юнайтед» и национальной сборной. Недавние товарищеские матчи последней стали поводом пообщаться с Петром Петровичем, поговорить о наболевшем.
— Прозвучит, понимаю, жестковато, но, согласитесь, голы наша сборная по большей части вымучивает, лица своего или не имеет, или, как Гюльчатай, боязливо прячет, и болельщики это видят. Не пришла ли, на ваш взгляд, пора ее очень серьезно обновлять?
— Первое, о чем все-таки хотелось бы попросить болельщиков сборной, — позитивнее к ней относиться. Понятно, что уровень нашего чемпионата не самый высокий, это все мы прекрасно знаем. Но если не станем поддерживать ребят, которые выходят на поле, нам будет очень сложно чего-то и в дальнейшем добиваться.
Второе — как бы то ни было, у нас есть хорошие футболисты. Они играют в России, в чемпионатах западных стран и, как показала вторая встреча с Ирландией, в том числе и в национальном первенстве. Но! В сборную однозначно должны вызываться в первую очередь не сидящие на скамейках в своих клубах, а именно играющие, пусть даже в чемпионате Беларуси, и находящиеся на пике формы исполнители. А получается, приглашаются в национальную дружину те, у кого нет команды и кому надо засветиться, чтобы подписать контракт. Такого не должно быть, и это серьезная проблема.
— Вы видите в чемпионате Беларуси незасветившихся игроков, особенно нападающих, которые заслужили хотя бы вызова в национальную команду, но не получают его?
— Игроки перспективные, человек 5-6, найдутся всегда. Да, с нападающими, согласен, наболевшая проблема. Команды в подавляющем большинстве случаев играют от обороны, очень сложно взламывать все эти редуты. Приходится форвардам сидеть на голодном пайке, вот и не видно индивидуальностей. Но и тренеры должны целенаправленно работать с потенциальными голеадорами, только при таком условии будут появляться более яркие исполнители.
— Детские наставники?
— Скорее юношеские, опекающие ребят лет 14 и 17. К сожалению, у нас в основном учат атаковать командой, обороняться командой, а надо все-таки просить, особенно группу атаки, брать на себя ответственность, идти в обыгрыш, наносить удары и так далее. Глядишь, и появится резерв для сборной Беларуси. Я был на стажировке в тех же «Аяксе» и в «Манчестер Сити» и видел своими глазами, как парни все время сохраняют свой стиль игры, не стремясь к сиюминутному результату. У нас, к сожалению, от юных питомцев наставники всегда добиваются в первую очередь именно успеха на соревнованиях.
— Но от них самих его требуют.
— Это отчасти распространенное заблуждение. В минском «Динамо» мы все обговариваем, рассказываем и дискутируем на эту тему. Не столь важен результат как таковой. Хороший спортсмен всегда и без подсказки настроен на победу, и лишний раз накручивать его нет нужды. Вы воспитайте игрока, который будет подкован технически и тактически, ментально силен, который умеет принимать на поле нестандартные решения. Получается, боимся пропустить в свои ворота и обороняемся ввосьмером, а не один в один, и в атаку идут один-два, максимум три человека. В том же «Аяксе» три-четыре возраста как под копирку играют в такой футбол, который дает рост индивидуального мастерства.
— Вы вновь вернулись в минское «Динамо», хотя еще на исходе прошлого года утверждали, что футболом сыты по горло. Даже приобрели дизайнерскую студию…
— О да, было такое! В конце карьеры меня замучили травмы, и я, наверное, физически и психологически устал от футбола. Потом начал по нему очень скучать. И пошел все-таки по тому пути, который мне знаком лучше всего. Моя должность называется тренер-селекционер. А студии той давно нет. Не то чтобы бизнес оказался неперспективным, скорее, партнер попался недобросовестный. К сожалению, не я первый, не я последний. Поэтому на будущее ребятам, заканчивающим с футболом и имеющим какие-то сбережения, совет: очень тщательно думайте и проверяйте людей, с которыми собираетесь вместе работать.
— Ваши селекционные полномочия ограничиваются определенной финансовой планкой, границами, скажем, бывшей Югославии?
— Да, бывшая Югославия, Прибалтика, Словакия, Украина, Россия — все эти рынки рассматриваются. Естественно, англичанина или немца на наши коврижки не заманишь. Однако, как показывает опыт, уже в первой лиге той же Испании есть молодые футболисты, которых можно заинтересовать перспективой засветиться в еврокубках.
— С кем вы не промахнулись за последнее время?
— В этой должности работаю недавно и назвать игроков, которых нашел сам, пока не могу. Тем более в подписании контракта с футболистом принимают участие и тренерский штаб, и руководство клуба. Самым удачным приобретением за последнее время, на мой взгляд, стал 24-летний украинец Александр Нойок. Сейчас, к сожалению, у нас много травмированных, и ему приходится закрывать позицию центрального защитника. Но как только он вернется к привычным обязанностям опорного хавбека, уверен, еще покажет себя. Остальные ребята тоже все хорошие. Похоже, клуб не ошибся с раззабивавшимся Ротковичем.
— Поклонники «бело-синих» замерли в недоумении — череда безликих ничьих, зачастую невнятная игра. В состоянии ли Вук Рашович вывести команду из кризиса?
— Выведет обязательно, я в этом не сомневаюсь. Тренер уже доказал, что умеет творчески работать. В предыдущем сезоне была схожая ситуация: много иностранцев, вроде и материал хороший, но не просматривалось командной игры. Ее поставил именно Рашович. «Динамо» начало набирать очки в чемпионате, вышло в групповую стадию Лиги Европы и заработало деньги, футболисты выросли в цене. Те же Никита Корзун, Фатос Бечирай, Рома Бегунов вышли на уровень своей национальной сборной. Да, сейчас ситуация непростая, но ее надо перетерпеть и переждать. Поэтому я призываю болельщиков и прессу не только критиковать все время, но и поддерживать команду.
— Кризис связан с отсутствием Юрия Чижа?
— Естественно, все переживают за Юрия Александровича. Пришлось перестраиваться. Понятно, бюджет уже не тот, не можем, соответственно, покупать дорогих высокооплачиваемых игроков. Однако сейчас прекрасный момент для перестроения, возможность обратить больше внимания на своих молодых футболистов.
— В дубле есть интересные ребята?
— Есть. Но с ними надо работать, работать и работать. Тренер, и детско-юношеский в особенности, должен любить или хотя бы уважать своих питомцев. Если наставник (а такие случаи мне известны) может оскорбить, обругать 14-15-летнего парня, тот будет закомплексован и никогда не покажет, на что способен, побоится дать обостряющую передачу, идти в обыгрыш, сделать что-то нестандартное, а станет все упрощать. Тренеру, унижающему футболиста, не место в профессии.
— Вы не раз рассказывали, как вас когда-то поддержал наставник «Шеффилд Юнайтед»…
— Тот случай врезался в память на всю жизнь. У меня в «Шеффилде» поначалу мало что получалось: в Англии футбол гораздо быстрее, другие скорости, мышление. Я как бы потерялся, был психологически подавлен. Но однажды ребята сказали, что тренер хочет со мной пообщаться. Захожу в его кабинет, а Говард Кендалл улыбается и говорит: «Вижу, у тебя пока не клеится на поле. Ты дом выбрал? Семью перевез? Нет? Ну вот, сделаешь все это, подучишь язык, а потом мы с тобой о футболе побеседуем». Такое отношение, конечно, вдохновило, понял, что мне доверяют. В следующей игре вышел на замену, отдал голевую передачу и при счете 1:1 на девяностой минуте забил победный мяч. В том сезоне на моем счету оказалось 14 голов, меня признали лучшим футболистом «Шеффилд Юнайтед»…