Фотоальбом Евгения Коктыша

Сценическое движение

19-01-01-77  В его кабинете-мастерской в Купаловском театре одно оконце, и то над головой. Просчет архитекторов. Но есть необъяснимое ощущение — прозвенит третий звонок и пространство преобразится

19-01-02-77Иллюзия, конечно. Фантазии насмотренного зрителя, который видел не раз, как ловко театральный художник Борис Герлован подчиняет пространство своим замыслам. Хотя бы в спектакле «Эрык XIV» в постановке Валерия Раевского, когда сцена Купаловского буквально становилась морем. Когда казалось, что еще немного и вода хлынет в зрительный зал. Но нет, конечно, разве что брызги попадали в тех, кто сидел в первых рядах. Технически сложный спектакль. Однако трюки с водой были придуманы не зрелищности ради. Закон сценографии — она всегда работает на режиссерский замысел, помогает расставить акценты, прочесть подтекст.

Это профессор Белорусской государственной академии искусств Борис Герлован объясняет своим студентам — преемникам в профессии. Их педагог не тео­ретик, он играющий тренер, полвека в Купаловском теат­ре. В текущем театральном се­зоне работал над спектаклем «Дзве душы» Николая Пинигина по неоконченной повести Максима Горецкого. Одним из знаковых спектаклей

1990-х стала их совместная постановка «Тутэйшыя». Чтобы найти образ, нужно было «выйс­ці з хаты». И Герлован придумал ход — главной декорацией стала батлейка. Так возник образ страны «на скразняках гісторыі».

Борису Герловану повезло работать со многими талант­ливыми режиссерами — Борисом Эриным, Георгием Щербаковым, Владимиром Маланкиным. Дуэт режиссера Валерия Раевского и художника Бориса Герлована — тема для отдельного разговора. Большинство их наиболее значимых театральных работ — результат сотворчества. Первый совместный спектакль — «Што той салдат, што гэты» по Бертольду Брехту. На то время — вызов, не иначе.

19-01-03-77Потом были культовые «Радавыя», «Мудрамер», «Страсці па Аўдзею», в сегодняшнем репертуаре можно увидеть «Вечар» и «Чорная панна Нясвіжа»… Но время стирает подробности. Редкий спектакль живет десятилетия. Работы сценографов не претендуют на вечность. Хорошо, если сохранятся эскизы, фотоснимки, видеозаписи. Зритель — ненадежный, но вместе с тем и самый ценный хранитель театральной истории. Если спектакль помнят — значит, «это было кому-нибудь нужно». Новая постановка, словами Бориса Федосеевича, новая головоломка. Двух одинаковых не бывает. И снова азарт, анализ, и снова эмоции, нервы. Безостановочный театральный круговорот — знакомый и притягательный.

Борис Герлован — народный художник Беларуси, профессор. Лауреат Государственных премий СССР и БССР. Кавалер ордена Франциска Скорины. Главный художник Национального академического театра имени Янки Купалы.