Актуальный разговор в агентстве «Минск-Новости»

Присягая Отечеству

03-02-01-83После нелегких испытаний вступительной кампании первыми за парты сядут новоиспеченные курсанты Военной академии. Уже 1 августа начнется курс молодого бойца, а в начале сентября ждет присяга. Довольны ли нынешним набором в академии? Спешит ли молодежь получить военное образование? Беседуем с начальником Военной академии Республики Беларусь генерал-майором Сергеем Бобриковым

03-02-01-83— В этом году вступительная кампания во всех вузах прошла в одни сроки. И в этом большой плюс: меньше было сомневающихся, решение абитуриенты принимали взвешенно и очень быстро, — рассказывает Сергей Валентинович. — С 8 по 14 июля мы принимали документы, и к вечеру 14 июля конкурс составил полтора человека на место.

Отрадно видеть, что претендентов стало больше, проходные баллы выше, причем существенно. Особенно это касается девушек — в этом году приняли 12. Высший балл был 312, низший — 249.

— На какие специальности девушки поступают чаще?

— На специальность «Психология в военном деле» общевойскового факультета, на специальности факультета связи и АСУ, инженерные специальности авиационного факультета. Кстати, в прежние годы у нас девушки учились и на летных специальностях. И блестяще управляют самолетом и вертолетом. Беларусь — одна из немногих стран СНГ, которая самостоятельно готовит военных пилотов самолетов, вертолетов, штурманов. Наши выпускники имеют более 200 часов налета в воздухе. Это очень дорогостоящее обучение, и критерии отбора туда очень высокие, особенно по здоровью, уровню знаний.

— А самый популярный у абитуриентов факультет?

— Военной разведки. Это романтика, голубые береты и тельняшки, прыжки с парашютом, владение всеми видами оружия и боевой техники, иностранный язык в большом объеме. Сейчас, особенно после того как наши экипажи участвовали в танковом биатлоне и в различных других армейских соревнованиях в Российской Федерации, престижны специальности управления мотострелковыми и танковыми подразделениями. И традиционно большой интерес к факультетам противовоздушной обороны и связи, ведь здесь молодежь получает блестящее инженерное образование.

— Учатся ли в Военной академии иностранные студенты?

— Да, мы обучаем военнослужащих из нескольких государств. Это очень важно — подтверждать престиж вуза не только в нашей стране, но и за рубежом. Стараемся, чтобы иностранные студенты получали такое же образование, как и наши ребята, даже еще более пристально следим за их обучением. И чтобы не очень остро ощущали отрыв от родины, стараемся чаще приглашать делегации из их государств в Академию. Уточню: в течение года наш вуз посещают порядка 60 делегаций иностранных государств. Со многими из них мы сотрудничаем в подготовке специалистов. Да и наши группы ездят в другие государства.

— Достаточно ли знаний, которые получают школьники на уроках допризывной подготовки?

— Выступая на пятом Всебелорусском собрании, как раз затронул вопрос патрио­тического воспитания. Например, в СССР с 1968 по 1970 год в определенных школах, техникумах преподавался предмет «Начальная военная подготовка», а затем эта дисциплина была внедрена во всех школах. Сейчас дело обстоит немного по-другому: в республике более двух с половиной тысяч школ, а в них только 558 преподавателей допризывной подготовки. Почему так мало? Потому что преподаватель не вырабатывает ставку. Ему еще необходимо брать ставку трудового воспитания, основ безопасности жизни и других предметов. А раньше, когда в школе работал военрук, обычно отставной военный, у него был свой кабинет, комната для хранения оружия, тир. Он хорошо знал ребят, и подготовка шла получше, чем сейчас. Эту систему необходимо восстанавливать, подключить к ней не только Вооруженные Силы, но и МЧС, МВД, Госпогранкомитет, ДОСААФ, и в комплексе готовить нашего молодого человека.

— Контрактная армия — не наш вариант?

— Контрактники необходимы на каких-то узких специальностях, которые требуют длительной подготовки. Но ведь и срочники нужны: если армия станет полностью контрактной, у нас не будет никакого обученного резерва. И многие армии, перейдя на контрактную систему комплектования, от нее впоследствии отказались, потому что остались без резервов, получив большое количество мужчин, которые не имеют понятия о военной службе. А если молодые люди все-таки пройдут армейскую школу и потом периодически будут призываться на сборы, мы в их лице получим необходимый резерв, в то же время держа порох сухим, как и сказал Президент на Всебелорусском собрании.

Беларусь — одна из немногих стран СНГ, которая самостоятельно готовит военных пилотов самолетов, вертолетов, штурманов.