Белорусские Нотр-Дам и Стоунхендж, уникальная фитоаптека и парк-музей интерактивной 10-тысячелетней истории — всего в часе езды от Минска
Осень — отличное время для поездок выходного дня по родной стране. Тем более ехать нам недалеко — в Столбцовский район. Нынешний агрогородок Рубежевичи, расположенный на живописной холмистой возвышенности между реками Сулой и Переклетью, возник в XIII-XIV веке и когда-то принадлежал Слуцкому княжеству. Это была окраина Великого княжества Литовского, иначе говоря «рубеж», отсюда, вероятно, и происходит название. В XVIII-XIX веках Рубежевичи — типичное торгово-ремесленное местечко. Здесь жили кузнецы, ткачи, кожевники, сапожники, колесники, плотники и другой мастеровой люд. В центре на площади в назначенные дни собирались большие базары. Сюда приезжали купцы из Вильни, Лиды, Минска…
Местечковая неоготика
Главная улица нынешних Рубежевичей ведет к величественному костелу Святого Иосифа, впечатляющему суровой неоготической мощью. Сложенный из обтесанных каменных блоков храм довольно молодой. Всего второй век ему пошел. История белорусского Нотр-Дама, как называют его местные жители, прелюбопытная. О ней нам поведала сельская учительница, экскурсовод и хранитель дома-музея рода Ленских Ромуальда Соболевская.
После подавления восстания 1863 года множество католических костелов на территории современной Беларуси было отобрано царским правительством у Римско-католической церкви и передано православным. Многократные просьбы верующих разрешить им постройку нового храма долгое время оставались без ответа, а особенно настойчивого мещанина Антония Тура и вовсе в Сибирь сослали. У парадного входа в храм и сегодня лежит камень Тура, который Антоний привез сюда в 1866 году и, бросая, сказал: «Здесь будет построен католический костел». Только в 1905 году после выхода «Манифеста об укреплении начал веротерпимости» строительство разрешили, но с условием: возвести костел всего за 4 года. Чтобы уложиться в сроки, упростили проект: вместо изначально запланированных 11 башен оставили две. Ежедневно на стройке трудились около 100 человек, 50 каменотесов, шесть конных кранов… С близлежащих деревень собирали средства на возведение костела. Существенный вклад в это благое дело внесли и владельцы усадьбы Сула Ленские, но о них позже.
Верую в мудрость твою
Костел хорошо сохранился до наших дней. Минувшей весной здесь начался ремонт, и к осени сделано немало. Довелось нам послушать и небольшой органный концерт, особенно поразила песня Булата Окуджавы «Молитва» в необычной аранжировке. Орган привезли в Рубежевичи из Вильно в 1928 году.
В храме также находится икона Божьей Матери Остробрамской, подаренная матерью Янки Купалы (все предки поэта по материнской линии похоронены на кладбище в Рубежевичах).
А в 2006 году к 100-летию со дня начала строительства костела перед ним был сооружен парк камней — своеобразная карта района, где каждый камень символизирует одну из деревень. Три населенных пункта, к сожалению, уже исчезли…
Знамениты Рубежевичи и фитоаптекой, которая существует с 1875 года. Правда, слава к ней пришла только в 1946 году, когда ее возглавил Станислав Вилькоцкий — врач и знаток лекарственных трав. Его дело продолжил другой доктор-травник Анатолий Григорьев.
Руины заговорили
Неподалеку от Рубежевичей находится парк-музей интерактивной истории «Сула», куда приезжают гости не только со всей Беларуси, но и из России — побродить в поместье знатного рода Ленских, послушать музыку Огинского да отведать знаменитых сульских драников. Сегодня трудно поверить, что еще 10 лет назад здесь были бурьян и свалка колхозных отходов. Более 70 лет усадьба находилась в руинах. Но пришло время собирать камни. За это дело взялись инвестор Андрей Запольский и его команда. К сожалению, далеко не все элементы усадебно-паркового комплекса сохранились до наших дней. Самой печальной потерей стал усадебный дом в стиле классицизма, взорванный в ноябре 1939 года. Стоит в руинах и родовая часовня-усыпальница 1843 года постройки. Однако многое удалось восстановить.
Машина времени
У входа на территорию парка-музея нас встречали шляхетные дамы и кавалеры. Вместе с экскурсоводом Анастасией мы начинаем путешествие во времени. 10 тысяч лет прошагали, проплыли, проехали! Начали с кромлеха. Подобные этому каменные комплексы, «храмы под звездным небом», служили нашим предкам для духовного общения и единения со Вселенной, проведения религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Самый известный пример — английский Стоунхендж. Посетили капище с деревянными языческими идолами, древнее поселение славян и даже путь из варяг в греки на драккаре проложили… Сквозь века движемся дальше: наблюдаем за дуэлью на саблях, куем вместе с кузнецом наконечники для стрел, разучиваем средневековые танцы… Все ближе мы к недавней трагической истории усадьбы Сула. Когда-то это имение принадлежало Стефану Баторию, затем Вишневецким, Радзивиллам.
А в 1804 году его приобрели обладатели древнего рыцарского герба «Остоя» Ленские.
Последние рыцари Сулы
Пять братьев и их сестра прекрасная Эльжбета… Ромуальда Соболевская по крупицам собирала факты из их жизни и экспонаты будущего дома-музея. Помогли воспоминания старожилов и архивы. Михаил Ленский основал в Минске крахмально-паточный завод «Сокол» (нынешний «Кристалл»), построил гостиницу «Гарни». Константин пошел в военные. Зенон стал художником, выставлял свои работы в Петербурге, Кракове, Варшаве, Минске.
Эльжбета (Василевская по мужу) рано овдовела и вернулась в отчий дом. 10 сентября 1939 года погостить к сестре приехал Константин, дослужившийся до чина полковника русской и польской армий. А спустя неделю в Западную Беларусь пришли большевики… Брат и сестра Ленские остались на советской территории. Летом 1940 года Константина отправили в лагеря. А чуть позже пришли и за Эльжбетой. И тогда, как поведала хранительнице дома-музея местная жительница Стефания Жилюк, которая прислуживала Ленской до самой ее смерти, люди встали перед чекистами на колени и попросили не забирать их добрую пани.
Чудо случилось. Эльжбету не арестовали. Она осталась жить у верной служанки и умерла в возрасте 86 лет. Похоронена на кладбище в Рубежевичах. Перед самой смертью Эльжбета собрала сельчан и сказала, что хочет отблагодарить их за доброту. Каждый тянул записочку, где были указаны подарки. Кому-то колечко золотое на память досталось, кому-то — зеркало, а кому-то и гобелен, который выткала пани своими руками. Теперь многие из этих вещей, а также фотографии, рисунки, документы представлены в доме-музее.
Ромуальда Соболевская говорить о Ленских может часами. Нередко ее голос дрожит, а в глазах появляются слезы. Каждую страничку жизни последних владельцев Сулы она переживает как собственную. Делится и планами по восстановлению родовой усыпальницы.
Я смотрю в старинное зеркало, и в затуманенной глади проступают лица последних рыцарей Сулы. История их усадьбы продолжается.
«Сула» в переводе с литовского — это сок дерева, живица, а с санскрита — несущая в себе жизнь. Сведущие люди утверждают, что местечко Сула — это природная аномальная зона, место силы.