Минчанин года

Молодой, да ранний

11-01-01-140Вы юны и полны идей? Реализуйте их. Как в свое время это сделал обычный студент вуза, а ныне глава столичного предприятия EnCata Олег Кондрашов. В 2016 году он удостоен звания «Минчанин года» в области промышленности

11-01-01-140Олегу Кондрашову 32 года. Компания, которую он создал и возглавил, отличается от других. Производственный поток здесь максимально визуализирован. Стены в помещениях в основном прозрачные, нет забитых доверху ящиков с материалами и инструментами. Интерьер и мебель в красно-черных тонах. По словам директора, это цвета успешного бизнеса. Сотрудники работают не в отдельных изолированных кабинетах, а в больших помещениях. Когда все действия, процессы, материалы, средства производства и люди находятся на виду, ни одна проблема не может ускользнуть от внимания руководителя. Однако это не значит, что решения принимаются только его властью.

— Мы стараемся стимулировать наших сотрудников, — говорит Олег Кондрашов. — Инициатива обязательна и является частью производственного процесса. Нововведения и изменения у нас — результат общей договоренности и общих интересов.

В организации абсолютно все равны. К примеру, когда уборщица уходит в отпуск, члены коллектива, включая директора, по очереди убирают помещения. Также любой сотрудник может свободно высказать свое мнение и внес­ти предложение. Если оно адекватно, то включается в систему. За каж­дое внедренное новшество полагается премия.

Четкое видение задач и перс­пектив пришло к Олегу Конд­рашову не сразу. Он рос и воспитывался в семье кадрового офицера.

— Всю жизнь ездили по военным гарнизонам и городкам — в Германии, Украине, России, — вспоминает Олег. — Играли с ровесниками в войну. Иногда отец

брал меня с собой на полигоны.

— Военным стать не захотели?

— Нет. Папа частенько уезжал по служебным делам, и мы его неделями не видели. А я увлекся математикой, поступил в лицей БГУ. И сразу многое для себя открыл. В школе отличников дразнили зубрилками и подтрунивали над ними. А в лицее смеялись над теми, кто чего-то не знал. И для меня это стало мощным стимулом учиться.

На втором курсе физического факультета Белгосуниверситета студенту-очнику пришлось позаботиться о хлебе насущном. Незадолго до его 18-летия ушел из жизни отец — единственный кормилец в семье. Олег открыл точку по заправке картриджей. Работал по 12-15 часов в сутки. А домой иногда приходил с «заработком» в минус 100 долларов. Но руки не опускал. К окончанию вуза создал компанию по обслуживанию орг­техники. Она быстро развивалась и стала одной из самых крупных в стране. Однако молодому человеку все время требовались новые точки приложения сил и ума.

— Придумал пару станков по обслуживанию оргтехники, оборудование для бурения и создал компанию, — продолжает собеседник. — Затем продал ее. У меня уже были единомышленники. Мы инвестировали все свои прибыли в новые инновационные продукты и разработки. Не все проходило гладко, но работать продолжали.

По инициативе Олега Кондрашова сотрудники занимаются йогой. В 8:00 все, включая его самого, приходят в цех и 30-40 минут делают упражнения.

Нынешнее предприятие возникло несколько лет назад. Все началось с того, что амбициозный инженер-конструктор поставил себе и соратникам цель создать инжиниринговый центр по разработке и производству промышленных прототипов.

— Но нельзя было просто собрать коллектив и сказать: все, теперь мы конструкторское бюро, давайте выполнять заказы, — говорит руководитель. — Отсутствовали опыт и экспертные навыки в разных отраслях. Тогда и по­явилась идея создать завод и самим всему научиться.

Построили предприятие по производству фильтровентиляционного оборудования. Там в течение двух лет порой в убыток себе ребята конструировали, производили и отгружали изделия, отрабатывая все схемы и методики движения проектов и разработки продуктов. Изготавливали фильт­ры для сахарной и мукомольной промышленности, систему очистки воздуха для сварочных аэрозолей. В становлении помог Минский городской технопарк. Затем стали оказывать услуги по разработке эксклюзивных промышленных образцов.

— Допустим, приходит кто-то и просит: хочу выпускать фотокамеру оригинальной конструкции, чтобы в ней были такие-то и такие-то функции, — поясняет директор. — Берем техническую идею и доводим ее до стадии производства. Отдаем уже готовый серийный образец и комплект конструкторской и другой необходимой документации. Заказчик становится владельцем технологии и начинает серийный выпуск.

Таким образом в стране уже созданы десятки инновационных продуктов — спецоборудование, робототехника, оптические девайсы, спектрометры, элементы умного дома, медицинская техника, транспорт, системы для технологических физико-химических процессов, техника для аэрокосмоса.

В компании придерживаются философии бережливого производства, построенного на 14 принципах японской системы Lean Production (Toyota Production System). Она призвана сокращать потери, то есть исключать любые действия, не направленные на получение ценности для потребителя.

— Основа бизнес-модели компании — люди, — продолжает руководитель. — Мы стремимся к их всестороннему развитию, формируем лидерские качества. В нашу команду попадают только те, кто разделяет наши философию, культуру и страсть к развитию и непрерывному совершенствованию. Это залог того, что и генеральный директор, и рядовой техник будут говорить на одном языке.

Одна из составляющих системы — ставить коллективу сложные задачи и воспитывать неза­урядные личности. На это директор не жалеет средств. К примеру, у сотрудника есть идея. Если она стоящая, ему оказывается всяческая поддержка: разрешено оставаться после работы и пользоваться оборудованием, при необходимости выделяются деньги на покупку материалов. По корпоративной философии запрещено принимать решение, если ты не увидел проблему собственными глазами. Еще один принцип: долго принимай решение, а приняв, внедряй немедленно.

По инициативе Олега Кондрашова по утрам сотрудники занимаются йогой. В 8:00 все, включая его самого, приходят в цех и 30-40 минут делают упражнения под руководством приглашенного специалиста.

— В некоторых компаниях рабочий день начинают с чая или кофе, разговоров, а у нас — с зарядки, — подчеркивает собеседник. — Это польза для здоровья и залог хорошей работоспособности.

— Чем кроме работы увлекае­тесь?

— Свободного времени прак­тически нет. Мама называет меня роботом, потому что тружусь сутками. Но это мой ритм жизни, я привык. Когда у компании большие амбициозные цели, то это напоминает состав с паровозом. Вы его разогнали и думаете: «Все, надо притормозить!» Нажимаете на тормоз, а вагоны по инерции все равно толкают вперед.

— Что, по-вашему, необходимо для развития отечественного производства?

— В Беларуси нужно строить экономику знаний. У нас, к сожалению, нет определенных ресурсов — выхода к морю, хорошего климата. От Советского Союза остался лишь сборочный цех, каким являлась наша республика. Но это мозги, которых по всему миру не так уж много. Их надо использовать. Замечательно, что у нас теперь есть Парк высоких технологий. Посмотрите, какие хорошие результаты! Считаю, что деньги надо вкладывать в развитие образования. Тогда мы добьемся огромных успехов, потому что в нашей стране очень много умных и талантливых людей.