Как найти в Минске остров искусств и почему Нил Гилевич любил читать свои стихи под лимонным деревом? Отправляемся на прогулку в Центральный ботанический сад
Гид: Анна Козел, экскурсовод Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси.
Маршрут: экспозиционная оранжерея — центральный партер — остров искусств — лимонарий.
Ну и пусть зима. Цветущих роз, конечно, там сейчас не увидишь, но, если хочется в тишину и на природу — это точно в Ботанику, как прозвали ее минчане.
Шаг первый
Прячемся от мороза с экскурсоводом Анной Козел в экспозиционной оранжерее. Зимой она открыта с 10:00 до 17:00, и там всегда что-нибудь да цветет.
— Здесь можно увидеть около 500 видов растений. Условно оранжерея разделена на две части — субтропики и тропики, — рассказывает Анна. — На зимний период растения в секторе субтропиков стараются погрузить в полусон, чтобы они отдохнули. Сейчас здесь поддерживается температура 15-16 градусов. Тут можно увидеть, что растет в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке, Австралии и пустынях. В тропиках температура воздуха всегда одинаковая, поэтому растения цветут весь год. Вот, например, араукария похожа на перевернутую елку. Раньше араукариевые леса населяли всю планету и кормили травоядных динозавров. Внизу находится пальмарий. На верхнем уровне оранжереи есть и другие растения времен динозавров — саговниковые. Возле бассейна с водными и околоводными растениями посетители всегда обращают внимание на «оленьи рога» — папоротник и правда на них похож. Многим нравится насекомоядная лиана — ее называют кубком обезьяны, тапком падишаха, чашей дьявола, солдатским сапогом. Мы называем ее Миранда. Не кормим, когда сок внутри заканчивается, она просто высыхает. В дикой природе она привлекает внимание насекомых своим запахом. Самое крупное, кого может съесть, — летучая мышь.
Шаг второй
От оранжереи отправляемся по аллее клена серебристого к центральной части сада, которую называют партером. Его пространство заполнено не только кустарниками, но и скульптурами, беседками, скамейками.
— Наш ботанический сад — памятник ландшафтной архитектуры второй половины ХХ столетия, — уточняет экскурсовод. — Спроектирован в регулярном стиле: имеет геометрически правильную планировку. Посмотрите, партер по своей форме похож на солнце, от него ровными лучами расходятся аллеи. Между ними расположены секторы с растениями разных стран по ботанико-географическому принципу. Если встать спиной к главному входу, то слева направо отсюда можно пройти
через Дальний Восток, Северную Америку, Европу и Сибирь, Крым и Кавказ, Среднюю Азию. По площади и количеству растений наш сад входит в десятку лучших в Европе.
Посетителей в это время года, конечно, немного, но они есть. По пути встречаем мужчину с детской коляской, пару пожилых людей.
— Многим нравится гулять здесь и зимой, пусть температура воздуха у нас всегда на два градуса ниже, чем в городе, — рассказывает Анна. — Хотя ботанический сад основан в 1932 году, но для свободного посещения его открыли только в 1956-м. До этого работал исключительно для науки, разве что группы учащихся и студентов приходили иногда на экскурсии.
Шаг третий
По еловой аллее выходим к озеру, на берегу которого в любую погоду сидит на камне обнаженная бронзовая купальщица.
— Автор этой скульптуры, как и многих других на территории сада, Вадим Мацкевич, — говорит Анна. — Она появилась здесь после реконструкции озерного комплекса в 2010 году. Посетители называют ее русалочкой, некоторые принимают за Афродиту, потому что неподалеку есть еще несколько скульптур на тему греческой мифологии — Зевса, богини плодородия Деметры и девушки с кувшином воды, которую автор (Александр Дранец. — Прим. авт.) решил изобразить вместо Нептуна. Теперь это место называют островом искусств. В хорошую погоду сюда приплывает пара лебедей.
Шаг четвертый
Возвращаемся в партер сада и сворачиваем налево по аллее березы повислой, чтобы выйти к лимонарию. Это рабочая оранжерея, куда пускают только с ноября по март. Внутри такой аромат, будто только что здесь ели апельсины.
— Зимняя ароматерапия, — шутит гид. — Открываем лимонарий для посетителей, когда начинают зреть плоды. Многие приходят в конце марта посмотреть, как цитрусовые цветут.
— Лимоны покажи, — выходит к нам заведующий лимонарием, научный сотрудник лаборатории оранжерейных растений Антон Алехна. — Только 3-4 года назад в продаже появились белорусские цитрусовые, которые мы вывели здесь. Уже пять сортов зарегистрированы. Например «богатырь», это наш сорт помело. Ароматным получился сорт лимона «народный» — так назвали его потому, что он неприхотливый, можно выращивать даже в квартире. Свой сорт грейпфрута назвали «оранжевый карлик» — плод яркий, дерево небольшое. Такие растения у нас сложно выращивать, они больше характерны для влажных субтропиков, но мы экспериментируем. Сюда любил заходить Нил Гилевич. Сидел на лавочке и читал свои стихи. Говорил: хорошо здесь.
Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси — памятник природы республиканского значения, памятник ландшафтной архитектуры второй половины ХХ столетия.
Год основания: 1932-й.
Площадь: 100 га.
В коллекции растений около 12 тысяч наименований.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь фонд растений объявлен национальным достоянием.
В штате 234 сотрудника. Входит в десятку крупнейших ботанических садов Европы
как по площади, так и по составу коллекций.