В последней декаде января столичные ветераны празднуют 90-летние юбилеи
Сегодня 90 лет исполняется Алексею Ивановичу Децику. Он родился в 1927 году в селе Андрейковичи Орловской области. В семилетнем возрасте вместе с родителями уехал в Казахстан.
— Летом 1941 года мы верили, что война быстро закончится, — рассказывает ветеран. — Гадали, когда Красная Армия остановит немцев и погонит обратно. Все наши предвоенные песни были о наступлении. Жалели, что непризывного возраста и не можем попасть на фронт, мол, потом старшие будут рассказывать, как гнали немца по Европе, а мы в это время сидели за партами. Война казалась романтикой, чем-то приключенческим. Наивные детские мысли.
Летом 1943-го Алексея Ивановича призвали. Он не сознался, что ему было еще 16 лет, и вскоре попал в учебную часть, где прошел ускоренный курс подготовки. Развернулись жесточайшие бои на Курской дуге. Там решалась судьба всего фронта, туда стягивали все свободные резервы. Перед отправкой на фронт выяснилось, что Алексей Децик приписал себе год.
— Меня отправили обратно доучиваться, — говорит ветеран. — Сказали немного подождать. Весной 1944 года во второй раз получил повестку и попал на передовую на 2-й Белорусский фронт под Несвиж. Служить стал во фронтовой разведке 227-й стрелковой дивизии. Мы были обособленным подразделением. Выполняли задания, непосредственно необходимые командованию дивизии и выше. Оперативные и тактические разведданные для рот и полков добывала их разведка. На задание выходили ночью, а перед рассветом возвращались в расположение. Изредка уходили в длительные вылазки на сутки-трое. Далеко не заползали, максимум километр-два. Жили отдельно от передовой. Наша землянка находилась ближе к штабу. Только в самые тяжелые минуты боя разведчикам разрешали выдвинуться на передовую и принять непосредственное участие в отражении вражеской атаки. Мы должны были выполнять только нашу разведывательную работу. Никакой другой.
Весной 1945-го в Восточной Пруссии Алексей Децик был тяжело ранен. Несколько недель он провел в полевом госпитале. Долечиваться его направили на новую войну.
— Многих идущих на поправку отправляли в специальном санитарном поезде на Дальний Восток, — вспоминает Алексей Иванович. — Ехать до Китайской границы почти месяц. За это время раненый боец успеет поправиться, а если нет, то долечится уже в стационарном госпитале. Нам честно говорили, куда везут. На Западе воевать оставалось уже недолго. Немцы терпели поражения на всех фронтах, несмотря на упорную оборону. Так что вряд ли бы мы успели поправиться и повоевать с ними. Вновь служил в разведке на 1-м Дальневосточном фронте. Так что я один из тех, кто первым вступил в Советско-Японскую войну. Ранним утром 9 августа 1945 года небо затянула пелена мелкого дождя. Ничего не было видно на несколько шагов вперед. Разведчики и пограничники первыми пошли в наступление, но сопротивления не было. Японские оборонительные сооружения находились от границы на удалении в несколько километров. Но прорвали их наши основные силы с ходу. Советское наступление было столь стремительным, что уже примерно с 20 августа японские войска повсеместно начали сдаваться в плен. Нашей основной задачей стало сопровождение сдавшихся офицеров в штаб фронта.
После демобилизации Алексей Децик переехал в Минск. Теперь трудится в ветеранской организации Октябрьского района города.
Также 90-летие празднуют ветераны Великой Отечественной войны Николай Михайлович Карасев, Анатолий Васильевич Седых, Дмитрий Федорович Кудасов, Степан Степанович Шаблонев и Иосиф Прокофьевич Назаров.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!