Все путем

Музыка города

12-01-01-26Каких композиторов минчане включали в «Скверный рейтинг» и что осталось от первого ботанического сада? Отправляемся на прогулку по Верхнему городу с заслуженным артистом Республики Беларусь Виктором Скоробогатовым

За последние несколько лет Верхний город стал музеем музыки под открытым небом. Летние вечера джаза и классики собирают тысячи людей у ратуши, уютные дворики на прилегающих к ней улицах тоже все чаще становятся концертными площадками.

— Эту территорию смело можно назвать музыкальным кварталом, — утверждает Виктор Скоробогатов — солист и режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, профессор, преподаватель Белорусской государственной академии музыки, руководитель творческого коллектива «Беларуская капэла». И за полтора часа убедительно доказывает, почему.

12-01-02-26Гид: Виктор Скоробогатов, заслуженный артист Республики ­Беларусь.

Маршрут: улицы Интернациональная — Революционная — Ленина — Энгельса — Музыкальный переулок — площадь Свободы.

В начале каждого часа из ратуши звучит 19-секундный фрагмент «Песні пра Мінск» (слова Пимена Панченко, музыка Игоря Лученка).

 

12-01-01-26Шаг первый

Встречаемся у входа в главный корпус Бело­русской государственной академии музыки (улица Интерна­циональная, 30).

— Изначально консерватория располагалась на улице Кирова, а это здание появилось здесь в 1950-е годы, — рассказывает Виктор Скоробогатов. — На месте современной гос­ти­ни­цы «Европа» до 1984 года было другое строение. В 1968-м я пришел туда впервые, чтобы поступить в Минское музыкальное училище имени Глинки. Меня зачислили, но после первого курса ушел в армию. В то время даже не знал, что пою со сцены, где впервые в истории академического жанра оперы прозвучал белорусский язык — на премьере «Сялянкі» Станислава Монюшки и Винцента Дунина-Марцинкевича в Минском городском театре в 1852 году. За слова «белорус» и «белорусский» тогда можно было сесть в тюрьму, поэтому сам факт постановки — творческий и гражданский подвиг авторов. Осенью им установили памятник в сквере у ратуши. Лучше места не придумаешь.

12-01-03-26Шаг второй

Минуем площадь Свободы, останавливаемся на пересечении улиц Ленина и Революционной у памятника Максиму Горецкому. Во втором доме, на фасаде которого он установлен, в 1930-е годы размещалась Белорусская академия наук.

— В то время эта улица была очень культурной, — шутит Виктор Иванович. — На Революционной, 3, располагался Дом белорусского радио, где работал симфонический оркестр. На Революционной, 13, — Инбелкульт, где в 1922 году началась академическая история белорусского искусства. Там трудились композиторы Николай Аладов и Николай Чуркин, Вячеслав Селях — единственный конкурент Федора Шаляпина, который после революции 1917 года завершил свою певческую карьеру и вернулся из Петербурга в Минск, но возглавил музыкальную комиссию Инбелкульта. Благодаря его стараниям впервые на белорусском языке прозвучала опера Даргомыжского «Русалка» на сцене тогда городского, а сегодня Купаловского театра.

 

 

12-01-04-26Шаг третий

Проходим мимо архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии и останавливаемся рядом с Республиканской гимназией-колледжем при Белорусской государственной академии музыки (площадь Свободы, 7).

— Теперь пристройка к собору принадлежит гимназии, но раньше это была просто музыкальная школа, а еще раньше — дом губернатора. Изначально же здесь располагался иезуитский коллегиум, — говорит гид. — Помимо арифметики, геометрии и астраномии там в обязательном порядке учили музыке, то есть в Минске музыкальное образование существует уже более 400 лет.

12-01-05-26Шаг четвертый

Останавливаемся рядом с кофейней на пересечении улиц Ленина и Интернациональной.

— Раньше в этом доме (улица Ленина, 7) размещались Союз композиторов и концертный зал, — напоминает Виктор Скоробогатов. — Периодически там собиралась комиссия из представителей Союза и Министерства культуры, чтобы купить у композиторов их произведения. До войны, конечно, это происходило в другом помещении, но таким же образом — композитор исполнял свое произведение и ждал решения комиссии. В 1936 году Исаак Любан хотел продать свою песню, но ему отказали. Он выбросил ноты в мусорное ведро и ушел. В зале присутствовала народная артистка СССР Лариса Александровская, которая эти ноты достала и запела: «Бывайце здаровы, жывіце багата!» Уже через пару лет эту песню считали народной.

 

12-01-06-26Шаг пятый

Сворачиваем на улицу Интернациональную. Минуем дом, где вырос композитор Станислав Монюшко (улица Энгельса, 3).

— Его семья жила на втором этаже, — рассказывает Виктор Скоробогатов. — Монюшко посещал занятия в школе через дорогу (улица Интернациональная, 20). Ходил учиться музыке в ратушу к Доминику Стефановичу. На стене дома № 3 несколько лет назад установили мемориальную доску. За основу взяли портрет Чеслава Монюшко, который изобразил сына за роя­лем. В XIX веке на первом этаже этого здания располагался нотный магазин Александра Велицкого.

12-01-07-26Шаг шестой

Подходим к музею «Дом Ваньковичей» (улица Интернациональная, 33а).

— Он принадлежал не художнику Валентию Ваньковичу, а его брату Эдварду, который женился на родной тете Монюшко, — обращает внимание Виктор Иванович. — Поэтому, когда композитор приезжал в Минск, часто останавливался или в доме у Ваньковичей, или в доме Зимницкого в Музыкальном переулке, который теперь называют домом масонов. Ольхе посреди двора не меньше 150 лет. Это дерево — одно из старейших, которые сохранились в Минске, Ваньковичи заложили здесь первый ботанический сад.