Заглянем в святцы

Вверх по «Лествице»

В четвертое воскресенье Великого поста, 26 марта, церковь чтит Иоанна Лествичника

Его знаменитая «Лествица», созданная в VI столетии, много веков была настольной книгой не только монашествующих, но и мирян. Лестницей, возводящей на небо. «Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое», — говорил святитель Димитрий Ростовский. Книга состоит из 30 глав — ступеней, по которым христианин поднимается к духовному совершенству.

Ее автор родом из Константинополя. В 16 лет стал послушником монастыря на Синайской горе, в 20 принял постриг. Когда умер его духовный наставник, ушел в пустыню Фола и прожил там 40 лет в безмолвии, молитве, покаянии. Братия избрала 75-летнего Иоанна игуменом Синайской обители, и он управлял ею до своей кончины. Там же написал «Лествицу». Предполагается, что святой отошел ко Господу 80-летним в 649 году. Где находятся его мощи, неизвестно.

Об образе жизни преподобного сохранились сведения от некоторых его учеников и со­временников: он во всем придерживался среднего пути. Такой путь святые отцы называют царским.

«Я не постился чрезмерно, — сказал о себе сам Лествичник, — не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся… и Господь спас меня».

_____________________________

Мариино стояние

Так нередко называют великопостную службу, которая состоится вечером в среду, 29 марта

Богослужение продолжительное. В начале снова прозвучит Великий покаянный канон Андрея Критского, на этот раз целиком (напомним, по частям его читали в первые 4 дня поста). А затем прихожанам напомнят житие преподобной Марии Египетской — отчаянной грешницы, почти полвека боровшейся за собственную душу. И достигшей святости.

Девушка не была бедной, ничто не вынуждало ее идти на панель. Сама в 12 лет предпочла такой образ жизни. И денег не брала. Дошла до того, что использовала религиозный праздник как повод для приезда в Иерусалим, куда стекалось множество паломников. Совращала их еще в пути, на корабле, а потом и в городе. Из любопытства захотела войти в храм к Гробу Господню. Не удалось. Несколько раз пыталась переступить порог, однако какая-то сила преграждала вход. Грешница зарыдала. С ней произошло то, что называется евангельским словом «покая­ние». Теперь ее путь — Иорданская пустыня, где она прожила до конца дней. Днем — зной, по ночам — пронизывающий холод. Но не они, по словам самой Марии, причиняли невыносимую муку. А  блудные воспоминания…

В пустыне ее нашел монах Иорданского монастыря Зосима, которому святая за год до кончины поведала свою историю (около 521 года). Первое житие написал святитель Софроний Иерусалимский.