Все путем

Реквием в камне

Где установлен один из первых в Советском Союзе памятник жертвам холокоста? Из каких стран Европы депортировали евреев в Минск? Мемориалы, посвященные скорбным событиям, связанным с Минским гетто, осматриваем с экскурсоводом Антониной Чумаковой

Гид: Антонина Чумакова, заместитель директора Исторической мастерской имени Леонида Левина.

Маршрут: улица Сухая — сквер рядом с улицей Коллекторной — Юбилейная площадь — улица Мельникайте.

Шаг первый

Одноэтажный побеленный и с виду ничем не примечательный домик на улице Сухой, 25, напоминает то ли контору, то ли склад. Сегодня здесь расположена Историческая мастерская имени Леонида Левина. С нее мы с заместителем директора Антониной Чумаковой и начинаем знакомство с местами и событиями, оставившими страшный и горестный след в истории. В этом красивом и тихом уголке столицы находилось в годы оккупации Минское гетто.

— Здание аутентичное, — рассказывает Антонина, — ему уже более ста лет. До войны в нем проживал еврей каменщик, изготавливавший надгробные плиты для находившегося рядом еврейского кладбища и охранявший его. Но помещению нашли другое применение, когда вскоре после оккупации Минска комендант полевой полиции города подписал распоряжение о создании гетто, обнародованное 20 июля 1941-го.

Еврейский район, как его называли нацисты, ограничивался территорией примерно в 2 км2 вокруг нынешней Юбилейной площади, и этот дом тоже находился на ней. Сюда заселяли тех, с кем оккупанты впоследствии безжалостно и методично расправлялись

изощренными способами, моря людей голодом, холодом, держа их в страхе и заставляя работать на себя, убивая по малейшему поводу и без. Десятки тысяч жертв холокоста обрели в Минске вечный покой.

Историческая мастерская — белорусско-немецкий проект, основанный в 2003 году при активном участии международных образовательных центров в Дортмунде и Минске, а также Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин. Здесь хранятся оригинальные фотографии, документы, интервью с теми, кому удалось спастись в этом аду, проводятся семинары, конференции, экскурсии, помогающие сохранять память о Минском гетто и лагере смерти «Малый Тростенец».

Шаг второй

Отправляемся в сквер, прилегающий к улице Коллекторной. В нескольких десятках метров ходьбы — мемориальная композиция «Каменный пантеон».

— Белорусские историки, — рассказывает Антонина, — считают, что в разное время в Минском гетто могли находиться около 100 тысяч человек. С ноября 1941 года сюда начинают депортировать евреев из многих стран Западной Европы. В память о них установлены вот эти 9 камней, надписи на которых свидетельствуют о том, откуда нацисты свозили еврейских граждан в Минск. Это, в частности, Гамбург, Франкфурт, Дюссельдорф, Брно, Вена, Берлин и другие города.

Их помещали в Минское гетто в течение ноября и до начала де­каб­ря, когда пришел последний из

7 эшелонов. Причем для иностранцев был создан специальный район, который нацисты называли зондергетто. Приезжих отгораживали от местных колючей проволокой, контакты между ними строжайше запрещены. Остальных депортированных, прибывавших с весны 1942 года, отправляли сразу в Тростенец, в лагерь смерти…

Минское гетто просуществовало больше 2 лет. Это довольно долго, потому что жителей использовали для принудительного труда. Немцы нуждались в рабочей силе.

Шаг третий

— А там, неподалеку, — продолжает Антонина, пока мы шагаем к следующему памятнику, — были найдены три рва с массовыми захоронениями людей, по-видимому, умиравших в гетто от голода, холода, инфекционных заболеваний. Нацисты намеренно делали для них условия жизни почти невыносимыми — отсутствие электричества, налаженного водоснабжения, нормального питания, невероятная скученность. На взрослого человека с ребенком приходилось 1,5 кв. м жилой площади.

На этом месте были обнаружены останки около 5 000 человек. Неподалеку в октябре 2008 года установлена композиция под названием «Разбитый очаг», созданная архитектором Леонидом Левиным и скульптором Максимом Петрулем и символизирующая безжалостно разрушенный варварами быт мирных жителей.

На пьедестале из красного гранита, как на фундаменте дома, стоят стул и сломанный круглый стол, за каким когда-то собиралась счастливая семья. Однако после внезапного нацистского погрома жизнь людей оборвалась…

Монумент расположен у очень старого дерева, которое, вероятно, помнит ужасные события, происходившие здесь. Символичным считается то, что часть ствола, примыкающая к постаменту, лишена листьев. Это напоминание о беде, постигшей узников гетто. Другая же сторона летом пышно зеленеет, словно даря людям надежду на мирное и благополучное будущее.

Минское гетто просуществовало больше 2 лет. Это довольно долго, потому что жителей использовали для принудительного труда.

Шаг четвертый

Во время немецкой оккупации Юбилейная площадь входила в границы еврейского гетто. Пересекая ее, отправляемся на улицу Мельникайте, где об уничтоженных узниках напоминает мемориал «Яма». 2-3 марта 1942 года нацисты расстреляли около 5 000 человек, часть из них была сброшена в эту реальную и довольно глубокую яму.

На дне ее находится обелиск из черного гранита, установленный еще в 1947 году. Текст составлен на русском и идиш поэтом Хаимом Мальтинским, в 1949-м арестованным и сосланным в ГУЛАГ по обвинению в «космополитизме и проявлении еврейского буржуазного национализма». Стоит отметить, что это был один из первых памятников жертвам холокоста в Советском Союзе.

В июле 2000-го тут установлена бронзовая скульптурная композиция «Последний путь», расположенная вдоль ступенек, ведущих к центру мемориала, и создававшаяся в течение 8 лет (архитектор Леонид Левин, скульпторы Александр Финский, Эльза Полок). К центру мемориала ведет лестница, по которой 27 фигур, словно безмолвные и безликие тени, безропотно спускаются навстречу гибели.

Авторы композиции первоначально планировали сделать ее живописнее, изобразить, скажем, фигуры скрипача или беременной женщины. Однако в итоге был выбран более абстрактный, собирательный вариант. Мемориал «Яма» стоит на месте оврага, в котором и сегодня находятся останки многочисленных невинных жертв…

Белорусские историки считают, что в разное время в Минском гетто могли находиться около 100 тысяч человек.