В канадских детских садах не выносят горшки за малышами и не кормят их завтраком-обедом. С трех лет ребенок почетно именуется студентом, в «киндергартен» ездит на школьном автобусе с рюкзаком и ссобойкой
Языковая атака
На школьном автобусе — потому что детские сады здесь в основном располагаются при начальных школах. А все школьники в официальных документах — студенты. Ни больше, ни меньше, всё по-взрослому. Как-то сынуля приболел. То-то мы удивились, получив сообщение, что наш 4-летний «студент» отсутствует в детском саду.
Когда определяли своего маленького белоруса в местный садик, самым большим страхом был английский язык, который лавиной вот-вот обрушится на ребенка. Приготовились мужественно терпеть все «трудности перевода».
— Вы будете в шоке, — с улыбкой утешала нас директор школы миссис Зорн, — как быстро Антон заговорит, еще будет смеяться над вашим, родителей, произношением.
Спустя почти год так оно и случилось. Наш ребенок болтает на английском и предпочитает его русскому. Из чего я сделала вывод, что английский язык все же проще нашего. Хотя все дети схватывают новый язык молниеносно. Кто бы мог подумать, что очень скоро проблемой станет сохранить русский.
— Позаботьтесь, чтобы он не забыл родной язык, — предупредила директор. — Для этого у нас есть программы выходного дня — игры и занятия на разных языках мира — для эмигрантов.
Канада, как огромный винегрет, состоит из десятков национальностей. Сюда часто едут большими семьями. С детьми, которых надо устраивать в детские сады. Для таких ребятишек и создают группы поддержки родного языка — от исландского и португальского до китайского мандарина. Канадцы молодцы, внимательно относятся к чужим традициям, стараются поддержать и сохранить культуру, язык приезжих. К слову, сама Канада двуязычная, потому даже в англоговорящих провинциях в детском саду обязательны уроки французского каждый день.
Количество школ и детских садов, принадлежащих государству и католической церкви, почти равное. Система обучения в школах публичных (public) и католических почти не отличается. В последних родители могут даже отказаться от посещения ребенком религиозных месс и уроков богословия. Наш выбор также пал на такую школу. Рейтинг католическим садикам и школам обеспечивают хорошая дисциплина и отсутствие популярных ныне уроков сексуального просвещения.
А компот?
В садик при начальной школе (Elementary School) принимают деток с 3 лет по месту жительства — это бесплатно. С 7-го класса начинается High School — старшая школа, она располагается отдельно. Есть одно но: садики при школах работают с 9 утра до 4 часов дня. Хочешь приводить ребенка к 7 утра и забирать в 6 вечера — плати за продленку (до и после занятий). По городу постоянно курсируют узнаваемые желтые школьные автобусы, принимающие на борт «студентов» всех возрастов. Хотя многие родители отвозят малышей в школу сами.
Самостоятельность и независимость — негласный девиз местной системы воспитания. Каждый ребенок — маленький взрослый. На него запрещено повышать голос, даже перечить ему не принято. Вежливость и субординация — все очень по-западному. Но и с ребенка требуют порой недетских навыков. Нашего родителя они удивляют, смешат, иногда огорчают.
Детей в саду не кормят. Никакого первого, второго и компота. Поощряют приносить еду с собой в специальном ланч-боксе — яркой термокоробке с изображением любимых мультяшных героев. Такие термосы во множестве продаются в магазинах. В эту удобную коробку на молнии легко упаковать снэки, но суп или кашу поместить проблематично. Нет и четко определенного времени принятия пищи. Ланч-бокс ребенок открывает, когда хочет, и ест то, что ему положила мама. Чаще всего это печенье, пакетированный сок, сухофрукты. Кто-то умудряется положить детям макароны, правда, теплыми их сохранить не получается. Орехи, увы, запрещены почти везде из-за наличия детей-аллергиков. Иногда в школу приходит Ланч-леди — это праздник для всех ребят. Приносит пиццу, попкорн, бургеры. Как правило, по пятницам.
В группе на 15-20 человек — воспитатель и нянечка, как у нас. Интересно, что разные по возрасту группы иногда смешивают — чтобы младшие тянулись за старшими. Даже у самых маленьких в детском саду нет горшков, только отдельная комната с маленьким унитазом и умывальником. По-другому никак, приходится учиться.
Тихий час здесь — это вовсе не дневной сон. Это время релакса: включают тихую музыку, на специальных матах каждый малыш расстилает свой плед, и все отдыхают. Можно спать, можно просто лежать и листать книжку, можно даже играть на детском планшете, если есть. Главное — не мешать другим, в том числе воспитателю, который тоже релаксирует. Мечта нашего садиковского детства, не правда ли?
День жвачки и пижамы
— Завтра у нас День жвачки, — как-то обмолвился руководитель нашей продленки Майк. — Все дружно жуем жвачку, делимся ею, клеим ее, лепим из нее, в общем, развлекаемся. Да, и положите в рюкзак Антону 2 доллара.
Вот такая своеобразная местная система сбора средств с родителей. В саду устраивают тематические дни, например День жвачки или День пижамы, когда всем, включая преподавателей, разрешается приходить в пижаме. А за это удовольствие дети несут символическую плату — 1-2 доллара. Правда, эти деньги уходят, как правило, на благотворительность, чаще всего на поддержку больных детей. Конечно, можно пожертвовать средства на ремонт или обустройство школы, но это сугубо по желанию. В сентябре прошлого года в нашей школе красовалась доска с яркими наклейками для родителей. Я сорвала одну с изображением именинного торта со свечками — значит, обязалась в течение года поставлять в школу маленькие свечки для празднования дней рождения. И так каждый родитель: кто ножницы, кто цветную бумагу — всё в складчину.
Книгу жалоб и предложений — небольшую тетрадь — ребенок носит в рюкзаке: так могут общаться между собой воспитатели и родители. Например: «Санни сегодня подавился виноградом. Не кладите ему его больше в ланч-бокс». — «Спасибо, кроме винограда Санни у нас ничего не ест».
Каждый месяц собирается школьный родительский совет — School Council. Ну и, конечно, у школы-садика есть страничка в «Твиттере» — продукт прогресса. Кстати, о прогрессе. При устройстве в садик на собеседовании с психологом нас спросили, увлечен ли сын электронными девайсами — планшетом, смартфоном, умеет ли ими пользоваться и на них играть.
— Нет, что вы, ему всего четыре! Стараемся пока не давать.
— А зря, — ответила специалист. — Ему жить в новом мире, надо с детства приучать пользоваться плодами технического прогресса: читать, играть, рисовать на планшете. Это большая часть его будущего.
И мы ушли, озадаченные, надев на малыша большой рюкзак размером почти в его рост. Ну, здравствуй, Канада, чудная и незнакомая.
Ясли для детей до 3 лет в Канаде платные. Стоимость — 40-50 долларов в день. За месяц набегает внушительная сумма. Правда, некоторые садики субсидируются государством — родителям возвращают до 90 % стоимости. Много домашних садиков: для 4-5 малышей. Уровень комфорта разный — от полуподвального помещения с няней-эмигранткой до престижных апартаментов в центре города: тут уж на что сторгуетесь. К слову, детей в местные ясли принимают уже с 6 месяцев.