Из дальних странствий

В поисках огненной воды

Чем кроме пляжей интересен город-курорт Сочи, что здесь именуют огненной водой, и каковы в  реальности местные суперцены

Безопасность

Первое, что удивляет белорусов, прибывших в Сочи поездом, это таб­лички визуального ориентирования. Уже в здании железнодорожного вокзала в Адлере висят указатели «Выход в город» и «Выход к морю». Да-да, при желании можно с чемоданом отправиться прямо на пляж, отложив на потом поис­ки жилья. Правда, на выходе из здания вокзала вас ожидает сюрприз — тщательное сканирование багажа специальной установкой и проход через рамку металлодетектора. Кажется, вы недовольно кривились, когда в Минске в метро не успевали заскочить в ближайшую электричку из-за подобного досмотра? Ничего, привыкайте, здесь это в порядке вещей. На площади у центрального сочинского вокзала и возле олимпийских объектов даже построены специальные павильоны для досмотра, позволяющие в кратчайшие сроки проверить множество людей. Всевозможные детекторы стоят также на входе в крупные торговые цент­ры, и предназначены они не для охраны товара (как в наших универмагах), а для безопасности граж­дан. Причем местные секьюрити «ловят мышей» вполне активно: если дамы в мини-сарафанах и шортиках проходят досмотр довольно легко, то мужчинам приходится доставать из карманов мобильники и связки ключей. Впрочем, это даже радует, уж больно неспокойные регионы соседствуют с известным российским курортом. При этом стражи порядка в городе малозаметны и ненавязчивы. Времена, когда в центре Сочи вас мог­ли остановить, чтобы проверить регистрацию, а местным жителям, забывшим дома паспорт, устраивали мини-экзамен на знание родного города, судя по всему, канули в Лету.

Автолюбители

— Накануне Олимпиады в нашем городе реконструировали дорожную сеть, и автомобильные пробки исчезли, — радостно сообщил экскурсовод по пути в Красную Поляну.

На старом краснополянском шоссе был участок, именуемый в народе «пронеси, господи», а экскурсионные автобусы ездили с натянутыми над крышей сетками (от камнепада) и с трудом разъезжались на узенькой полоске асфальта со встречными авто. Поэтому можно понять радость местных жителей, получивших прекрасную «олимпийку». Но говорить про исчезнувшие пробки явно некорректно. На центральной трассе вдоль побережья есть участки, где нужно затратить около получаса, чтобы преодолеть километр-другой. И никуда не делись крупные нерегулируемые перекрестки в цент­раль­ной части города, забитые выползающими со всех сторон автомобилями. Честно признаюсь: привыкнув к минскому трафику, лично я вряд ли преодолела бы подобный перекресток. А местные разъезжаются! Без ДТП и даже без взаимных упреков. Никто не сигналит соседу по затору и не хамит. Более того, ухитряются даже соблюдать правила перестрое­ния в подобных ситуациях (через одного!) и пропускают скорые. Как и куда они втискивают ради этого собственное авто, осталось для меня загадкой. За три недели активных перемещений по городу мы увидели только одно ДТП, случившееся, к слову, по вине иногороднего водителя, не сумевшего приспособиться к местному режиму движения.

Общественный транспорт

Если кто-то не в курсе, информирую: по протяженности Сочи входит в число самых длинных городов мира и, кажется, даже делит первое место с американским Сан-Франциско. Более 140 км вдоль побережья. Но будем откровенны — основная жизнь кипит на отрезке примерно в 30 км: от центра Сочи до Адлера. Здесь же со­средоточена и основная часть городских автобусных маршрутов.

Автобусы на любой вкус! Большие и маленькие, с кондиционерами и без. Цены тоже разные. Поездка от Адлера до центра обойдется от 30 до 70 российских руб­лей, или в пересчете на валюту 0,5-1 доллар. Хотите прокатиться в прохладном салоне — заплатите дороже, согласны на сквознячок из открытых окон — поездка обойдется дешевле. Более короткие маршруты стоят и вовсе недорого — около 20 российских рублей. Контролеры, ни в форме, ни без оной, за три недели нашего отпуска не были замечены ни разу. Компостеры и валидаторы — тоже. Билеты на проезд продает водитель, и, надо сказать, бегать с шапкой по салону ему не приходится — все, и местные, и отдыхающие, отдают деньги добровольно. Возможно потому, что сам процесс сбора проходит вполне доброжелательно. «Эй, молодежь в конце салона, пока деньги на проезд не передадите, дальше не поедем!» — радостно объявляет водитель, и под смех и шутки окружающих несостоявшиеся зайцы достают кошельки. Водители же помогают приезжим сориентироваться в городе и даже умуд­ряют­ся запоминать лица. «Ну что, нашли огненную воду?» — заботливо поинтересовался у нашей компании пожилой армянин, днем ранее объяснявший, как проехать к мацестинской водолечебнице.

Мацеста

Огненной водой здесь именуют совсем не то, о чем вы подумали. Это знаменитые сероводородные источники, не упомянуть которые, рассказывая о Сочи, никак нельзя. Здесь лечат множество хворей. После ванн и орошений буквально на глазах пропадают самые злобные диатезы, рассасываются пос­леожоговые рубцы, ­перестают болеть суставы и в рамки приличия возвращается артериальное давление. Но, приезжая в Мацесту, следует твердо запомнить несколько правил: не скрывать от врачей свои диагнозы (список противопоказаний здесь весьма внушителен) и ни в коем случае не пытаться пролезть за таблички с надписью «Запрещено!». Сероводород в высокой концентрации ядовит, поэтому нельзя дотрагиваться до воды в источниках, наклоняться к ним близко и тем более заходить в местные пещерки. Увы, нарушители этих несложных правил платят за любопытство жизнью.

Жилье

Еще с советских времен Сочи считается дорогим местом отдыха, а прошедшая там Олимпиада и наличие президентских резиденций добавили городу цены в глазах туристов.

Конечно, если вы мечтаете о пятизвездочном отеле и шикарных ресторанах, будьте готовы выложить кругленькую сумму — цены вас не разочаруют! Чувствуйте себя миллионером, отдыхающим в Дубае! Если же согласны на комнату с удобствами в гостевом доме (кстати, на первой береговой линии!) и несложный пере­кус в мини-кафе, то 20 дней в Сочи по цене окажутся вполне сопоставимыми с десятью днями в Турции. В качестве бонуса — русскоязычное окружение и… тишина по вечерам. Не знаю, по распоряжению ли городских властей или по неформальной договоренности, но в 23:00 во всех кафешках квартала, где мы жили, выключали громкую музыку, и желающие наслаждаться шашлыком в ночи делали это исключительно под шум прибоя.

Развлечения

Некоторые знания ценовой политики потребуются разве что в том случае, если вы соберетесь на экскурсию. Основные правила не новы — чем ближе к пляжу и отелю устроился распространитель, тем дороже обойдется поездка. Однако протяженность Сочи вносит свои коррективы. Так, морская прогулка, купленная в Адлере, обойдется примерно в 1 300 российских рублей. Но если не поленитесь подъехать к центральному Морвокзалу (30-50 руб­лей на автобусе), то потратите только 600 рублей за прогулку на яхте или даже 350 на реконструированном теплоходике времен СССР. Вечерняя обзорная экскурсия по городу с посещением городского парка, предлагаемая в Адлере за 700 рублей, по факту будет стоить, как талончик на автобус, поскольку вход в парк бесплатный. Существенно сэкономить не удастся разве что на посещении горнолыжного курорта «Роза Хутор», поскольку самой весомой частью стоимости этой экскурсии является билет на канатную дорогу.

Кстати, благодаря зимней Олимпиаде-2014, способствовавшей появлению и обновлению спортивных объектов, Сочи получил официальный статус круглогодичного курорта. В октябре заканчивается пляжный бархатный сезон и в город подтягиваются любители активного отдыха. Для них все только начинается!