Массовое увлечение канадцев здоровым образом жизни — не просто дань моде, а жизненная необходимость. Болеть в Северной Америке дорого и страшно
Необходимый минимум
Когда мы только приехали в Оттаву, были сильно удивлены огромным количеством рекламы медицинских услуг по ТВ. Продают всё: от ортопедических стелек и глазных капель до консультаций известных кардиохирургов. Есть предложение — значит, есть спрос. Несмотря на то что канадцы полностью охвачены совершенно бесплатным государственным медицинским страхованием, всеобщим и доступным, любая серьезная болезнь влечет за собой дополнительные, часто астрономические расходы. Cами канадцы жалуются: такие траты даже существенно влияют на финансовое будущее семьи.
Диабет, ожирение, онкологические заболевания, сердечная и почечная недостаточность — недуги такого рода быстро опустошают кошелек семьи страдающего. Деньги уходят прежде всего на приобретение дорогостоящих лекарств, консультации врачей, реабилитацию.
Идея лечить людей бесплатно пришла к канадцам еще в годы Великой депрессии, когда стало понятно: нельзя оставлять бедных, обездоленных людей без поддержки — болезни и нищета в конечном итоге обходятся государству значительно дороже. Да, благодаря бесплатному страхованию сегодня Канада входит в топ-30 стран по качеству системы здравоохранения. Но покрывает эта система в основном базовые услуги: терапевта, первичную консультацию узких специалистов, лечение в стационаре, экстренное хирургическое вмешательство. Всё остальное — за деньги пациента. На этом выигрывают частные страховые компании, которым здесь нет числа. Они предлагают пакеты услуг на все случаи жизни.
Наша соседка Джойс, например, уже много лет страдает сахарным диабетом:
— Мне пришлось купить дополнительный страховой пакет. Современные дорогие препараты, которые выписывает мне мой врач, приходится покупать самой. Также надо платить за реабилитацию: лечебную гимнастику, массаж, специальную обувь для диабетиков. Тяжелая болезнь — большие расходы.
Эти расходы часто ложатся на плечи самих стариков. Далеко не всем помогают дети, которые рано улетают из родительского гнезда. На нашей улице сейчас продают несколько домов: это пенсионеры уезжают в дома престарелых. Точнее, как здесь говорят, сестринские, или пенсионные дома. Средств от продажи жилья как раз хватает на оплату переезда, а затем лечебных процедур и лекарств до конца жизни.
Кстати, без рецепта в местных аптеках можно приобрести разве что аспирин, бинт, спрей для горла и экстренное средство от диареи. В свое время я так и не смогла здесь купить мазь ацикловир, обычную но-шпу, простейшие обезболивающие — всё только по рецепту врача и во много раз дороже, чем в Беларуси.
Без паники
Временно проживающим в Канаде, коими являемся и мы, совсем не повезло: государственная страховка нам не положена. И это решает всё. Одни сутки пребывания в больнице — 2 тысячи канадских долларов, «упал, гипс» — 25 тысяч, аппендицит — столько же. А уж если что похуже… Приходится за кругленькую сумму покупать частную страховку — иначе никак. Интересно, что белорусские страховые компании, к которым мы также обращались, боятся Америки как огня. Да, они могут застраховать вас на время краткосрочной поездки в Канаду или США, но не на длительный срок. «Пару раз мы так сделали и в итоге понесли огромные убытки», — пояснила мне сотрудница одной из компаний. Действительно, нет более неудачных стран, чтобы заболеть.
К чести канадцев — по врачам они ходить не привыкли, ОРВИ здесь за болезнь не считается и массово переносится на ногах. Работодатели больничные не поощряют, разве что ты совсем слег пластом. Даже в садиках детей принимают с температурой до 38 градусов. Так что привычных нам очередей в поликлиниках нет. Да и поликлиник тоже нет — есть кабинеты терапевтов (семейных врачей), которые разбросаны по всему городу. По сути, это частный бизнес, только платит им не пациент из своего кармана, а государство за каждый прием. Терапевты могут отправить вас к врачу-специалисту, но не спешат. Провериться «на всякий случай» здесь не получится. «У вас все ок, без паники», — их любимая фраза. Лично приходила со своим ребенком к терапевту. При температуре под 40 не предложили ни лекарств, ни анализа крови — только наблюдать: «Это вирус, пройдет само». Справедливости ради отмечу: всё само и прошло. Оптимизм местных лекарей заразителен: при малейшем чихе канадцы не бегут к врачу. И вообще относятся к врачам и госпиталям с каким-то особым трепетом. Скорую вызывать, если ты не на пороге смерти, здесь не принято: можешь встать с кровати — едешь в госпиталь сам. И неудивительно: если врач признает случай «недостаточно экстренным», больному придется полностью возместить расходы за вызов.
Зато население не жалеет денег на всевозможных хиропрактиков, остеопатов, массажистов — это просто местная эпидемия. Свой хиропрактик есть у каждого третьего канадца, такие кабинеты на каждом углу.
Быль о потерянном времени
«Ожидание смерти подобно» — эта фраза звучит для канадцев совсем недвусмысленно. «Листы ожидания» (waitlists), без преувеличения, — главная проблема канадского здравоохранения. В любой конкретный момент времени своей очереди на получение лечения ожидают несколько десятков тысяч канадцев. В прошлом году на весь мир прогремела история о канадской 18-летней студентке Лоре Хиллер, больной лейкемией, которая попросту не дождалась трансплантации костного мозга и через 7 месяцев ожидания умерла, не выдержав тяжелого лекарственного лечения. И это при уже найденном идеальном доноре! Просто ждала своей очереди на операцию. Ее могли спасти, но в клинике не нашлось места в палате интенсивной терапии и девушку поставили в waitlist, поддерживая лекарствами. Газеты после этого случая пестрели заголовками: «Приговоренная к смерти листом ожидания». Страшно, что это, по большому счету, не единственный случай. Были прецеденты смерти пациентов в ожидании операции на сердце, пересадки почки. И это в Канаде — одной из лучших стран по медицинской диагностике и технологиям лечения.
По результатам социологического исследования 2016 года, в ожидании лечения от той или иной болезни канадцы проводят в среднем 20 недель! При этом люди страдают физически и ментально, естественно, снижается их работоспособность, болезнь прогрессирует. К специалисту человека может отправить только тот же семейный врач. Частных клиник, где самостоятельно за плату можно записаться и попасть на прием, скажем, к лору или гастроэнтерологу, в Канаде не существует (исключение — провинция Квебек). Вариант только один — получить направление от терапевта и стать в очередь.
Немудрено, что в подобной ситуации канадцы крайне озабочены здоровым образом жизни — лишь бы не заболеть. И надо отдать Канаде должное: в соответствии с ежегодной статистикой ООН за 2017 год, она занимает 10-е место по индексу развития человеческого потенциала (Human Development Index) — продолжительность жизни канадцев в среднем 82,2 года. Показатель материнской и младенческой смертности крайне низок. Вся страна утром и вечером бегает, дышит свежим кленовым воздухом, зимой встает на лыжи и коньки. В обеденный перерыв тренажерные залы переполнены. В отделах безглютеновых продуктов, овощей и фруктов «органик» всегда аншлаг.
Но почему-то все время крутится в голове фраза: кабы знал, где упаду, соломки бы подстелил.
Большинство канадцев хотят реформ в системе здравоохранения: по их мнению, уровень бесплатного медицинского обслуживания не оправдывает высокий налог на него.