Посольский двор

Серебряная дружба

Беларусь и Иран отмечают 25-летие установления дипломатических отношений. Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Беларуси Мостафа Овейси рассказал о развитии белорусско-иранских отношений, своей жизни и работе в нашей стране

— Господин посол, прошел год, как вы приехали в нашу страну с дипломатической миссией. Что можете сказать о жизни в Беларуси?

— Было бы неуместно говорить, что чувствую себя здесь как белорус. Но скажу откровенно: с удовольствием наблюдаю, как вы живете, работаете и относитесь к жизни. Эти ощущения помогают адаптироваться в вашей стране, тем более мне по душе подход к жизни, присущий белорусам. Мне нравится, как соблюдают у вас порядок и дисциплину. Импонирует позиция людей, что завтра должно быть лучше, чем вчера. Приятно наблюдать, как история влияет на сегодняшний день. Минск отпраздновал 950-летие. Люди здесь живут почти тысячу лет рядом друг с другом в одном обществе. И если сравнивать с другими городами соседних стран, не могу не отметить: при такой выдающейся и богатой истории народ остался скромным, разумным и терпеливым. Глядя на ваши достижения, понимаю, что вы действительно заслуживаете уважения.

О драниках, дисциплине и пешеходах

— Успели увидеть что-то новое для себя в Минске, Беларуси?

— Несмотря на загруженность работой, возможностей для знакомства было достаточно. Встречался с официальными лицами, представителями отраслей экономики, культуры, социальной сферы. Естественно, регулярно хожу в магазины и на рынки. Познакомился с разными людьми, начиная от самых простых профессий и до высшего эшелона власти.

Когда получается, гуляю по набережной Свислочи, порой выезжаю на Минское море. Люблю ваши озера и природу. Нравится местная кухня — особенно драники и блинчики со сметаной. А еще у вас хорошо готовят шашлыки и люля-кебаб. И, конечно же, борщ.

— Что больше всего впечатлило и о чем хотелось бы рассказать дома?

— Прежде всего поразила дисциплина в стране. Даже сказал бы, дисциплинированность народа. Приятным оказалось то, что белорусы очень порядочный народ. Кроме того, на государственном уровне установлены четкие законы для страны и взаимоотношений людей. Ни один вопрос не остается без внимания, везде присутствуют контроль, свои принципы и правила. Как точно выполняют требования закона, это уже другой вопрос. По этому поводу хочу привести цитату из хадиса (предание исламского вероучения. — Прим. авт.): «Если намаз (молитва из стихов Корана) человека в порядке, все его другие действия будут в порядке. А если намаз в беспорядке, то все его другие действия тоже будут в беспорядке». Иными словами: любой порядок лучше всякого беспорядка. Поэтому порядок в вашей стране вызывает у меня только уважение.

— Можете сравнить нашу жизнь с укладом в Иране?

— Я вижу здесь многое, что, как мне кажется, лучше, чем у нас. Но хотел бы отметить один момент, мешающий вашему развитию. Это бюрократия. Порой на незначительные бытовые вопросы необходимо тратить слишком много времени, людей и ресурсов. Хотел бы отметить еще одну особенность, которую вы не замечаете и что стало для вас привычным: поведение на дорогах. Пешеходы на переходах настолько доверяют водителям, что идут через дорогу и при этом не смотрят ни налево, ни направо. Ступили на проезжую часть — и вперед. Поражают такая уверенность, спокойствие и доверие.

В Минске ведется активное жилищное строительство. Если бы у людей не было возможностей, то дома так быстро не строили бы. В торговых центрах покупателей сегодня больше, чем было вчера. И здесь надо понимать, что все относительно. Бытие определяет сознание. Возьмем мою страну. Кто является соседями Ирана? Афганистан, Ирак, Пакистан, Туркменистан, государства Персидского залива. Мы не живем по соседству со Швейцарией, Германией или Францией. Поэтому уровень развития государства в чем-то определяется соответствующим уровнем развития соседних стран. Это как в социуме: у детей крупных промышленников или землевладельцев совершенно другие возможности по сравнению с детьми из семей служащих и других прослоек общества.

Так же и у вас. Обычную жизнь следует сравнивать с жизнью соседей из своего же региона. Например, взять некоторые соседние столицы. Кроме хороших магазинов, там мало что можно увидеть. У вас же развиты машиностроительная промышленность и точное приборостроение, интернет-технологии и пищевая промышленность. Оценивая потенциал Беларуси, могу сказать, что у вашей страны больше возможностей и перспектив для устойчивого развития.

Мост дружбы

— В чем вы видите потенциал для активизации двустороннего сотрудничества Беларуси и Ирана?

В экономической сфере вашей стране необходимо обеспечивать развитие энергетики, в том числе используя энергоресурсы других стран. Иран среди стран ОПЕК является вторым по добыче нефти государством и вторым в мире по запасам газа. Вам же приходится закупать углеводородное сырье за рубежом. По­этому в этой сфере нам есть над чем поработать.

С Беларусью Иран подписал договор на поставку крупных партий халяльной говядины, на первом этапе — до 100 млн долларов. Надеемся на дальнейшее развитие этого направления сотрудничества.

У нас присутствуют почти все климатические зоны: на севере зимы почти такие же, как и в Беларуси; на юге Ирана, возле Персидского залива, овощи и фрукты растут круглый год. И это предполагает возможность экспорта плодоовощной продукции. Сильные позиции у Ирана и по сухофруктам, коврам ручного и машинного производства из шерсти и шелка, а также стройматериалам.

Нам же интересны тяжелые машины для карьеров и шахт. Также иранцев беспокоят вопросы экологии и загрязнения воздуха, особенно в таких больших городах, как Тегеран, Мешхед, Исфахан, Теб­риз. Нам нужен экологический транспорт: электробусы, которые выпускают в Беларуси. Мы надеемся, что ваша техника окажет существенную помощь транспортной системе Ирана. Уже договорились о покупке белорусских электробусов с последующим созданием совместного сборочного производства.

— Это будет первый экологический транспорт в Иране?

— Увы, в нашей стране у вас есть соперники. Конкурентная борьба довольно серьезная, и у нас нет предпочтений относительно той или иной страны. Проведенные мною в Беларуси исследования показали, что белорусские электробусы обладают высоким уровнем оснащенности и способны конкурировать в Иране. Мы же хотим обеспечить свой народ первоклассным городским транспортом.

Ваши электробусы вижу на улицах Минска, был на заводе и наблюдал, как их собирают. И у меня есть возможность донести истину. Кстати, на улицах Тегерана ваш электробус уже проходит испытания. Мы смотрим, как он поведет себя в нашем климате. В первую очередь, выдержат ли шины температуру свыше 40 градусов.

Очень надеемся, что и госучреждения, и белорусские банки помогут как можно скорее реализовать данный проект. Установление сотрудничества между банками наших государств будет способствовать росту экономических взаимоотношений. Хотим подписать большой контракт с заводом

«БелАЗ»: пока в Иране работает небольшое количество этих машин.

Начали переговоры с крупной торговой сетью по поставкам сельхозпродукции. Думаем, что у нас все получится и на прилавках ваших магазинов появятся иранские фрукты и овощи.

— И что сегодня этому мешает?

— Одна из проблем, которая тормозит развитие отношений, — существующий визовый режим. Нужен упрощенный, а еще лучше безвизовый. В качестве хорошего примера можно привести последнее соглашение между Россией и Ираном, что значительно стимулирует развитие как торгово-экономических отношений, так и туризма. Иран — спокойное и безопасное государство. Вы слышали, чтобы у нас похищали туристов? Или города сотрясали теракты? Из нашей страны не исходят призывы к террору и насилию. История иранской цивилизации насчитывает более 7 000 лет, а опыт управления государством — около 3 000 лет. Нам есть что показать туристам. Наши люди также любят путешествовать. В Беларуси сегодня иранская диаспора включает порядка 2 тысяч человек. В основном это студенты и люди, работающие по контракту. Было бы очень хорошо, чтобы иранцы мог­ли семьями приезжать в гости в Беларусь.

Вперед, оглядываясь на прошлое

— Изменилась ли жизнь в Иране после снятия экономической блокады со стороны стран Запада?

— Самые основные и главные перемены в том, что мы сего­дня можем продавать то количество нефти, которое добываем в соответствии с правилами ОПЕК. Еже­днев­но эта цифра составляет 2,5 млн баррелей, что приносит государству хорошие деньги. И они идут на развитие экономики страны и социальные нужды. Мы вкладываем средства как в решение текущих инфраструктурных вопросов, так и в долговременные проекты. Сняты санкции на банковские переводы и расчеты. Правда, американские власти, несмотря на отмену санкций международным сообществом, сейчас пытаются в одностороннем порядке наложить новые ограничения, оказывая при этом давление на те государства, которые сотрудничают с Ираном даже в небольшом объеме. И это сдерживает возможности сделок, экспорта и импорта.

— Иранцы всегда отличались харизмой. Находясь длительный период современной истории под экономическим прессом, у вас получилось идти своим путем. Справитесь и сейчас…

— Действительно, мы не можем не отрицать 7-тысячелетней истории. За прошедшие 3 тысячи лет накопили опыт управления государством и народом, особенно если сравнивать с государствами, история которых исчисляется несколькими десятками лет.

На кого мы можем положиться? Прежде всего на свои культуру, цивилизацию, опыт и великое историческое прошлое. Когда у страны есть все это, она может самостоятельно развиваться и двигаться дальше. Конечно, возможно, возникнут неполадки и путь прогресса столкнется с проблемами. Тогда нужно, используя цивилизационный опыт, приложить усилия, чтобы исправить их. В Коране это называется «божья традиция»: зерно растет из зерна. Нельзя держаться за лезвие ножа и не пораниться.

Люди учатся на опыте предыдущих поколений, основанном на учениях и заветах великих людей. Плюс старание и трудолюбие, честь и уважение к старшим — все это на протяжении истории направляло наш народ.

— Господин посол, благодарю вас за интервью и надеюсь, что сегодняшний разговор в какой-то мере поможет белорусам и иранцам сделать еще один шаг навстречу друг другу.