Человек и его дело

Космическое притяжение

Более полувека народный художник Беларуси Иван Миско хранит верность космосу. Его авторству принадлежат портреты отечественных и зарубежных космонавтов. Мастер рассказал о внеземном притяжении и звездных скульптурах

Детство Ивана Якимовича прошло в живописном уголке Беларуси деревне Чемеры Слонимского района. Кругом лес, в пару шагах от дома маленькая речушка Волобринка. Здесь ходил в школу, встретил начало и окончание Великой Отечественной войны, здесь же, на родном хуторе, начал творить. Только родители за порог — брал уголек и расписывал печь пейзажами и портретами. Желание рисовать сменял страх: боялся родительского гнева. Напрасно. Родные не наказывали за рисунки, хоть мать раз за ра­зом покрывала печь побелкой. Спустя много лет уже известному художнику предложили снять с поверхности печи верхние слои, чтобы увидеть детские рисунки.

Иван Миско — заслуженный деятель искусств БССР, народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии СССР. За большой вклад в искусство награжден медалью Франциска Скорины, Почетной грамотой Верховного Совета БССР, удостоен премии Союзного государства.

Мои институты

— Однажды в дом зашел сосед и, увидев мое творчество, спросил у матери: «А кто это тут у вас рисует?» — «Так это мой сын». — «Ванька? Художник, наверное, растет», — вспоминает Иван Якимович.

Как в воду односельчанин глядел. Молодой человек решил поступать в художественное училище, однако там встретили юный талант отнюдь не приветливо.

— Когда приехал в Минск, первую ночь спал под столом в одной из комнат учебного заведения, — рассказывает Иван Якимович. — Вещмешок со всем необходимым положил под голову, дабы не обокрали. Просыпаюсь утром — ни вещей, ни денег.

Испугавшись, Иван Миско вернулся домой. А в следующем году вновь отправился покорять столицу. Поступил, но вскоре пришла повестка из военкомата.

— Служил в Забайкалье, — продолжает мастер. — Я благодарен армии, она меня воспитала. Это настоящая школа жизни.

По возвращении сразу перешел на второй курс. Однажды увидел, как творит скульптор, и сразу понял: это его стезя. Учился у Андрея Бембеля и Алексея Глебова, часто встречался с Заиром Азгуром. Последний через много лет вылепил бюст Ивана Миско, который и сегодня хранится в Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура.

Звездный скульптор

Авторству народного художника принадлежат памятники и скульп­туры знаменитых людей. Среди ранних работ — «Весна», «Белорусочка», скульптурные портреты дирижера Григория Ширмы, академика Андрея Прокопчука, писателя Янки Мавра, композитора Евгения Тикоцкого, академика Федора Федорова, серия портретов Героев Социалистического Труда. В Жодино Иван Якимович совмест­но с Андреем Заспицким и Николаем Рыженковым создали монумент в честь матери-патриотки Анастасии Куприяновой, в Бресте — памятник Петру Климуку, а в столичном Центральном детском парке — Максиму Горькому.

Есть у народного художника в мастерской портреты актера Геннадия Овсянникова, канцлера ВКЛ Льва Сапеги, руководителя «Ласкового мая» Андрея Разина, но в основном творчество Ивана Миско посвящено космосу.

Звездная тематика захватила скульптора в тот год, когда Юрий Гагарин полетел в космос:

— Однажды вечером вернулся домой, включил радио и услышал: «Трагически оборвалась жизнь первого космонавта Юрия Гагарина». Утром под звуки траурной музыки стал лепить его портрет. Сделал довольно быстро — всего за день. Оставил высыхать во дворе Национального художественного музея, а сам пошел обедать к академику Федорову.

Пока мастер отсутствовал, во дворе, где стоял бюст Юрия Гагарина, произошел пожар — огонь повредил скульптуру космонавта. Долгое время она, обгоревшая, стояла в мастерской художника. Однажды мастер решил, что все-таки надо ее восстановить. Когда завершил работу, Николай Чергинец познакомил Ивана Якимовича с матерью Юрия Гагарина Анной Тимофеевной. Ей очень хотелось, чтобы такой бюст появился на родине космонавта. Желание Анны Гагариной осуществилось.

Покорители космоса

Первым космонавтом, позировавшим скульптору, стал Петр Климук. С тех пор Иван Миско работал со многими отечественными и зарубежными покорителями космоса. На стене в его мастерской фотографии Климука, Ковалёнка, Новицкого, с которыми мастер дружит много лет.

— Как-то звонит телефон. Поднимаю трубку, а на другом конце Олег Новицкий, как раз в то время отправившийся в полет. Я подумал, что он вернулся, и пригласил в мастерскую. А он: «Не могу, как раз над тобой пролетаю», — улыбается Иван Якимович. — Он еще несколько раз звонил. Что удивительно, связь хорошая.

Скульптор и сам мечтал побывать в космосе. Однажды в Звездном городке тренировался на центрифугах, на которых к полету готовятся космонавты:

— После того как меня покрутили на аппарате, буквально выполз оттуда. На руках, шее, спине выступил пот. Попросили пройти по прямой линии. Сделать этого не удалось, что говорит о нарушении вестибулярного аппарата. Космонавтом в таком случае стать не получится.

Есть у Ивана Якимовича необычное хобби: он собирает автографы. В мастерской — дверь и зеркало с подписями космонавтов, известных белорусских актеров, спортсменов, ученых, военных. В Звездном городке, который стал вторым домом мастера, есть продолжение коллекции — весь его рабочий станок также исписан автографами.

Порой в порыве вдохновения художник начисто забывает о времени — так его увлекает работа. Он боится не успеть воплотить в жизнь всё задуманное. А идей еще очень много.

Иван Миско верит: за пределами нашей планеты тоже существует жизнь. И ждет дня, когда представители Земли и инопланетных цивилизаций встретятся. А пока только представляет, как может выглядеть инопланетянин, и планирует его вылепить.