Зачем нужны детские технопарки, где ребенку поучаствовать в профессиональных пробах и что мы унаследовали от прежних УПК? Участники круглого стола — о профессиональной ориентации молодежи

В нынешнюю вступительную кампанию учреждения профессионально-технического и среднего специального образования (ПТО и ССО) должны принять более 6,5 тысячи ребят. Одни колледжи и лицеи справляются с комплектованием довольно быстро, другим же приходится продлевать срок подачи документов вплоть до середины сентября. Весной Минск предложил будущим выпускникам школ поучаствовать в профессиональных пробах. Теперь каждый шестой школьный день колледжи и лицеи города устраивают «Профсубботы»: приглашают детей пройти мастер-класс по понравившемуся направлению. Об успехах проекта, а также о развитии отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки (ОДиПП) школьников рассуждают участники круглого стола.
Корр.: На рынке труда более трети вакансий открыты для представителей рабочих профессий. Городу нужны маляры, монтажники, водители, швеи, каменщики… Сегодня Минск решает проблему того, как сделать рабочие специальности привлекательными. Кроме «Профсуббот» были показательны и весенние каникулы. Школьникам выделили бесплатные билеты для посещения ряда промышленных предприятий. Дети были на Минском часовом заводе, в «Милавице», «Алесе». Каков результат?
Елена Черных (далее — Е. Ч.): Проекту «Профсуббота» только месяц, но уже видим положительные результаты. Профессиональные учреждения образования серьезно готовятся к встрече со школьниками. На площадки съезжаются дети со всего города. Благодаря рекламе в СМИ о подобных мероприятиях узнают и родители, которые тоже приходят на встречи с мастерами. Мамы и папы удивляются, какой прорыв в развитии сделали учреждения: открывают профессии в интеграции, применяют современные технологии в обучении.
Инесса Кузьмина (далее — И. К.): В Минске на площадках Футбольного манежа 21-24 мая состоится масштабный республиканский конкурс WorldSkills Belarus. Там соберутся лучшие представители рабочих профессий, будут продемонстрированы современные технологии. Думаю, школы не останутся в стороне и приведут детей на мероприятие: многие выпускники там точно сориентируются в выборе профессии.
Корр.: С включением Беларуси в международное движение WorldSkills мы по-иному взглянули на рабочие профессии. Молодые ребята на конкурсных испытаниях творят невероятное: буквально за два дня проектируют, выпиливают, собирают мебель, делают картины из штукатурки и прочее. Это не неудачник в вечно замасленной робе, а вполне успешный молодой человек. Престиж рабочего растет?

И. К.: Показательный пример. На протяжении трех лет выпускники школ неохотно шли на специальность «столяр, станочник деревообрабатывающих станков, плотник». Однако в 2017-м был конкурс: группу набирал мастер производственного обучения, который выступает экспертом на чемпионате. В итоге отобрали сильных ребят. На встречах со школьниками рассказываем о достижениях, показываем награды, называем страны и города, в которых побывали: Абу-Даби, Сан-Паулу, Краснодар, Китай. Интерес растет. Участие в международном движении WorldSkills стало для нас толчком в развитии: создали новые мастерские, закупили оборудование.
Корр.: Александр Иванович, Минский государственный профессиональный лицей № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания по итогам 2017-го назван одним из лучших в городе. Нет проблем с набором?
Александр Коваленок (далее — А. К.): Наши профессии считаются престижными: готовим по автомеханическому, электромонтажному и деревообрабатывающему профилям. План набора выполняем. Но у ребят проблема с самоопределением. Вспоминаю период, когда межшкольные учебно-производственные комбинаты приостановили свою деятельность. Я тогда работал в Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи. Он был закрыт 4 года назад, хотя по сей день считаю это неверным решением. Центр работал с 1980-х: в школах не было психологов, социальных педагогов. Нас, первых профконсультантов, обучали в Ленинграде, Киеве, Москве, чтобы после мы использовали в работе со школьниками американские, австрийские диагностики, скажем, определение темперамента по Г. Айзенку. Тогда ребята иначе относились к результатам тестов: был интерес! Считаю, сегодня необходимо создать некий закрытый банк методик, которым бы пользовались профконсультанты. В наших ОДиПП такие специалисты необходимы.
И. К.: Наш заместитель директора по воспитательной работе получил второе высшее образование по специальности «профориентолог» и сегодня работает в ОДиПП, это дает результаты. В сентябре к нам приходят новые ребята. Условно все хотят быть программистами, а спустя год они штукатуры, маляры, каменщики. И довольны!

Марина Мушницкая (далее — М. М.): Недавно ознакомилась с исследованием Microsoft. Корпорация опубликовала список профессий, которые будут востребованы через 10 лет. Самые перспективные направления — освоение космоса, робототехника, искусственный интеллект. При этом исследователи отмечают: востребованность рабочих профессий будет только расти. Многие производственные процессы перейдут на автоматизированный уровень, возрастет потребность в кадрах сферы услуг. У людей появится больше свободного времени. Они предпочтут ужин в кафе, а не дома. Будут обращаться к парикмахерам, ведь вряд ли кто-то доверит свою прическу роботу. В наших ОДиПП ребята могут попробовать руками освоить профессию. Это подушка безопасности на будущее.
Светлана Клишанец (далее — С. К.): Родители и школьники, как ни печально, знают только две ступени образования — школу и вуз. О профессиональном забывают. У ребенка средний балл 4-5, но мамы и папы готовы отдать последние деньги, влезть в кредиты, лишь бы чадо училось в вузе. Зачем? Перефразируя пословицу, могу сказать: есть дети, которых Бог поцеловал в макушку, и таким нужно идти в высшую школу. А есть те, кому он дал умелые руки, и они творят удивительные вещи.

Михаил Ильин (далее — М. И.): Профориентация с учетом требований времени должна быть гибкой. Но это не только консультирование и ориентирование детей на определенную профессию. Важна и социальная адаптация. Ребенок, поставив себя в реальную рабочую ситуацию, может решить, его это дело или нет. Девочки хотят быть парикмахерами, но не все знают: при стрижке мельчайшие частицы волос могут вызвать аллергию. Сегодня у маляров в арсенале новые строительные смеси. Работать с ними приятно, но они могу спровоцировать неожиданную реакцию организма. Начиная с детского сада ребят следует погружать в профессии. В России создают детские технопарки «Кванториум». Это дома, в которых малыши, переходя с одного этажа на другой, пробуют себя в различных профессиях. Например, покормил цыплят, собрал яйца, а после нужно продать их по выгодной цене. К слову, и у нас идет работа по созданию первого детского технопарка. Есть опыт работы детской железной дороги.
Андрей Готто: На весенних каникулах провели эксперимент: пригласили в колледж на день открытых дверей ребят 1-4-х классов из школьного лагеря. Провели для них мастер-классы по профессиям повара, столяра, продавца, помощника декоратора. В конце встречи дети увидели результат своих трудов: испекли печенье, смастерили флажок. И неожиданным стал их вопрос: «Когда можно к вам прийти учиться?»
Корр.: Несколько лет назад произошла оптимизация учебно-производственных комбинатов. Сегодня на базе учреждений ПТО стали открывать отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников, которые частично выполняют функции бывших УПК. Но подготовку в них проходят лишь чуть более 13 тысяч детей по всей республике, из них 65 % — минские школьники.

М. И.: 8-9-классники могут пройти допрофессиональную подготовку в отделениях по блочно-кольцевому методу: в течение года познакомиться с несколькими профессиями, чтобы на старшей ступени школы сделать осознанный выбор — пойти в учреждение ССО, ПТО или остаться в базовом классе школы, получая при этом рабочую квалификацию в отделении. Однако посещать их не мешало бы и учащимся профильных классов школ, которые на повышенном уровне осваивают предметы. Да, ребята ориентированы на вуз, но не все станут учеными. Кто-то будет, например, инженером. Это прикладная профессия. Не зная, как выглядит двутавровая балка, швеллер, не сделать даже курсового или дипломного проекта. Такому специалисту грош цена. Но материально-техническая база отделений устарела, ведь в свое время мастерские и цеха УПК создавали предприятия. Один только учебный комбинат мог объединять до 20 профессий. Скажем, мы хотим познакомить детей с типами профессий по Е. Климову (человек — человек, человек — природа, человек — художественный образ и так далее). Без расширенного перечня специальностей этого не получится. Может ли решить эту проблему учреждение ПТО, на базе которого создали отделение для школьников? Колледж или лицей специализируется на определенном направлении, а создание неспецифических мастерских (в строительном — отделения парикмахеров) требует немалых средств.
Корр.: У нынешних ОДиПП есть связь с организациями?
С. К.: Школьники — учащиеся ОДиПП — обязательно проходят практику на предприятии. Например, медрегистраторы работают в больнице скорой медицинской помощи. Дети, выбравшие профессию продавца, летом идут в гипермаркеты или небольшие магазины, помощники воспитателя — в детские сады. Место для прохождения практики подыскиваем сами, заключаем договоры с предприятиями. Они идут нам навстречу. Открыли в этом году профессию официанта, уже работаем с серьезными ресторанами.
Корр.: Как формируются группы учащихся отделений?
Елена Друпова (далее — Е. Д.): 24 школы Заводского района на протяжении 10 лет отдают нам свои 10-11-е классы. О формировании групп предварительно договариваемся в конце учебного года — в мае. Корректируем информацию в августе.
Корр.: Дети охотно идут к вам?
Е. Д.: Да. В течение учебного года посещаем школы, рассказываем о профессиях. На эти встречи берем тех, кто уже завершает обучение в отделении. Помню, на сцену своей родной школы вышел парень, который обучался у нас. Стал читать стихи о своей будущей профессии. Его учитель по литературе, который сидел в зале, не сдержался: «Вася, ты же у меня двойку имеешь!» Для получения квалификации сегодня отведены 6 часов в неделю. То есть школьники 10-11-х классов в один из учебных дней должны прийти к нам. На допрофессиональную подготовку 8-9-классников выделено 2-4 часа.
Корр.: После обучения в ОДиПП ребята сдают квалификационный экзамен. Отметка входит в аттестат?
Е. Д.: Это очень серьезный экзамен. Он состоит из двух частей — практики и теории. Оценивает ребят независимая комиссия — руководители предприятий и организаций города.
Лариса Усенко: Но отметка, полученная за профессиональное обучение, в аттестат не вносится, то есть не может влиять на средний балл, хотя считаю, это не правильно. В документе указывается лишь о присвоении квалификации. А представьте, если троечник получит на нашем экзамене 9 или 10 баллов, что не редкость. Он сможет улучшить свой средний балл аттестата. У него повысится самооценка.
М. И.: Я разделяю вашу позицию, но порассуждаем: где гарантия, что полученный балл улучшит аттестат? По окончании учебы в отделениях детям выдают свидетельство государственного образца о присвоении квалификации.
С. К.: Работаю в отделении с 2001 года. Плохая отметка на квалификационном экзамене — крайне редкий случай. Мы все довольно прагматичны. Каждому из нас приятно получить аванс и зарплату в конце месяца. Для школьника отметка — своеобразная оплата труда. Дети помимо уроков в школе дополнительно проходят у нас производственное обучение. Это серьезный объем работы. И каким у юных должен быть уровень психологии, чтобы соблюдать дисциплину, понимая, что когда-то — через два года! — будет на руках свидетельство государственного образца. Они видят свой дневник.
Корр.: Достаточно ли сегодня в городе шести отделений?
Е. Ч.: Будем рассматривать возможности открытия новых. Вопрос в стадии проработки. Имеющиеся ОДиПП школьников ограничены по площади и не могут принять большое количество детей. Кроме того, важен критерий шаговой доступности. Минск активно застраивается. Сейчас профессиональной подготовкой не охвачены школьники Центрального и частично Московского районов.
М. И.: В школе, к примеру, нет учителя черчения, не хватает учителей технического и обслуживающего труда. Эти школьные предметы могут преподаваться в ОДиПП. И такой опыт уже есть.
И. К.: Сегодня, наверное, у каждого руководителя учреждения ПТО, на базе которого создано отделение для подготовки школьников, болит душа из-за вопроса, как развивать базу при отсутствии финансирования. Мы сотрудничаем с предприятиями. Но они в первую очередь выделяют спонсорскую помощь на профессиональную подготовку. На допрофессиональную средств нет вообще. Благо у нас строительный колледж, кабинеты отремонтируем. Но нельзя сейчас рассказывать о специальностях и при этом учить детей на оборудовании 1990-х годов, унаследованном от прежних УПК. Готовим официантов — нужна для сервировки красивая посуда.
М. М.: Немало средств государство тратит на подготовку одного специалиста с высшим образованием. И не всегда выпускник вуза будет работать по профилю. Он может разочароваться в профессии. Наверное, было бы разумно выделять чуть больше средств на развитие наших ОДиПП.
А. К.: В нашем отделении допрофессиональной подготовки одна девушка, попробовав себя во всех женских профессиях, решила получить квалификацию автослесаря. Отговорить не смогли. Учится и довольна.
М. И.: В Министерстве образования Республики Беларусь ведется работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов профессиональной подготовки школьников, в том числе финансирования. Это поможет развиваться системе.
С 21 по 24 мая Минск примет участников Национального чемпионата WorldSkills Belarus 2018. К нам приедут более 300 молодых рабочих со всей страны, чтобы сразиться в своем мастерстве.