Участники международной конференции «Стратегические приоритеты безопасности Союзного государства» — о политике, экономике, технологиях и СМИ
Сергей Рахманов, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности:
— Нельзя недооценивать значение Союзного государства. Это ядро цивилизационного мира. Речь уже не об экономике и идеологии. Речь о цивилизационном противостоянии, которое четко сформировалось. Есть силы, не заинтересованные в том, чтобы мы развивались. Они стараются нас разобщить, с тем чтобы извлечь выгоду. Надо отстаивать свои интересы по всем фронтам. И здесь важнейший аспект — экономическая безопасность, тесно связанная с информационной безопасностью.
Для этого необходимо создание региональных инновационных систем. По такому пути в 1990-х — начале 2000-х пошли некоторые страны и добились неплохих результатов. Максимальный выигрыш получили те из них, где наиболее задействовали интеллектуальный подход. Например, Финляндия. После распада СССР, на взаимодействие с которым ориентировались ее экономика и бизнес, она оказалась в очень трудном положении. Рынок Советского Союза был достаточно большим и легким для этой страны. После его потери Финляндии пришлось в короткое время перестраивать всю свою систему. На всех уровнях — центральном, региональном, муниципальном — были созданы аналитические группы, экспертные советы. Они серьезно анализировали (и продолжают этим заниматься) положение дел, мировые тенденции, вырабатывали рекомендации. Стоит отметить, что там не отказались от сильной позиции государства. В то же время там стали создавать кластеры, в которых объединялись образовательные, научные, деловые круги. Это была долгосрочная программа, под нее подстраивалась экономика. Как следствие, сейчас Финляндия по многим показателям в числе мировых лидеров.
На этом фоне позиция Беларуси и России не вызывает удовлетворения. Мы не пошли пока по пути интеллектуализации и, к сожалению, не создали в экономической и технологической сферах отношения, необходимые для развития наших государств. И вместо того чтобы находить какие-то решения, мы порой ищем друг у друга проблемы, что находит отражение в СМИ.
Конечно, бессмысленно механически повторять опыт других стран, но необходимо найти решения, позволяющие максимально эффективно использовать мощнейший интеллектуальный потенциал, который у нас есть, во благо развития наших стран.
Марк Энтин, заведующий кафедрой европейского права МГИМО, председатель правления Российской ассоциации европейских исследований:
— От нашего союза нужно стремиться получать большую отдачу. Союзному государству нужно выступать единой силой на рынках третьих стран. И здесь потребуется умение не просто ходить под парусом, но идти против ветра, меняя галсы, т. е. меняя подходы, используя имеющиеся возможности. Самое сложное — найти обоюдовыгодный баланс в построении политических, экономических отношений.
Сейчас все говорят об инновациях, стартапах, новых технологиях, но мировой финансово-экономический кризис показал, что новая постиндустриальная экономика не в силах стабилизировать ситуацию. Она не в состоянии адсорбировать миллионы людей, которые оказались без работы. И все взяли курс на то, чтобы сбалансировать отношения между тяжелой промышленностью и сферой услуг.
У наших стран большой резерв для развития как классической экономики, так и постиндустриальной. Однако новая умная экономика требует соответствующей культуры и инфраструктуры.
Международные отношения должны быть коммерчески оправданными. Например, сейчас есть колоссальная заинтересованность банков, бизнеса в проекте «Новый шелковый путь». И здесь, действуя совместно, мы могли бы достичь больших успехов.
Валерий Бельский, директор Института экономики НАН Беларуси:
— Экономическая безопасность — наиболее актуальный аспект взаимодействия в рамках Союзного государства. Беларусь осуждает уничижительную риторику и санкционную практику, которая стала обыденным явлением в современном мире. Санкции в отношении России мы неприемлем. Опора на научно-технический потенциал Беларуси помогла бы решить многие проблемы. Ведь сегодня мы зависим от поставок извне ключевых элементов оборудования перерабатывающей, пищевой промышленности. Мы говорим, что в наших странах обеспечена продовольственная безопасность, но забываем: почти вся переработка сельхозпродукции осуществляется на ввозимом нами оборудовании. Не менее 50 % оборудования импортируется и в точном машиностроении. И здесь мы могли бы объединить свои усилия.
Дмитрий Евстафьев, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
— Если раньше горизонт инвестиционного планирования составлял 6-8 лет, то сейчас — 3-4 года и, думаю, будет сокращаться. Сказка о том, что длинные деньги — надежный инструмент устойчивого экономического роста, боюсь, заканчивается.
Обозначил бы три момента, которые могут стать серьезными вызовами с точки зрения технологической безопасности России и Беларуси. Первый — мировая финансовая система построена на безналичных коммуникациях и потому уязвима для технологических сбоев. Второй — ситуация в глобальном топливно-экономическом комплексе. Несмотря на то что энергоносителей в мире якобы много, в какой-то момент на некоторых рынках может возникнуть их дефицит. Нас это может коснуться, потому что рядом Европа, которая стоит на грани коллапса своей долгосрочной энергетической стратегии, завязанной на иранских углеводородах. И третий аспект — локальные кризисы в машиностроении. Здесь стоит обратить внимание на то, что умирает концепция единых международных технологических стандартов и стандартов качества. И это для нас очень важно. Тот, кто сможет участвовать в определении будущих стандартов, получит очень серьезное преимущество.
Между нашими странами необходимо выстраивать экономические и технологические цепочки. Они обеспечили бы Союзному государству гарантию от влияния негативных глобальных процессов. Ослаблять наши системы будет усиливающаяся манипулятивность в информационном пространстве. Но чем больше в отношениях будет экономики, тем меньше будет возможностей для манипуляций.